Rushguide .RU

 

Мотивы поступления в вуз современных студентов

, , , ,

Мотивы поступления в вуз современных студентовДля успешного обучения в вузе одного лишь сформированного в школе умение учиться (да и то нередко только под непосредственным руководством учителя) уже недостаточно. Важно, чтобы студент не просто умел учиться самостоятельно, а направлял свою творческую познавательную активность на жизненное самоопределение и профессиональное самоутверждение. Познавательная мотивация, интерес к профессии и ее овладения — один из важнейших факторов успешного обучения студентов.

Результаты, полученные в некоторых исследованиях по педагогической психологии, позволяют утверждать, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора при условии недостаточно высокого уровня развития специальных способностей или пробелов в необходимых знаниях, умениях и навыках студента. В обратном же направлении такой компенсаторной зависимости не наблюдается. Это означает, что никакой высокий уровень интеллектуальных способностей студента на может компенсировать низкую его учебную мотивацию и непосредственно способствовать успешной учебно-профессиональной деятельности.



Осознание определяющего значения мотивации для учебной деятельности привело к формулировке принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О. С. Гребенюк). Многие ученые высказывают мнение о необходимости целенаправленного формирования у студентов мотивации учебно-профессиональной деятельности. Вместе с тем подчеркивается, что управлять процессом развития мотивов учебной деятельности труднее, чем формировать учебные действия и операции (А. К. Маркова).

Проведенное экспериментальное исследование со студентами позволило определить некоторые условия, от которых зависит формирование положительной мотивации учения:

1. осознание ближних (непосредственных) и конечных (перспективных) целей профессионального обучения;
2. осознание теоретической и практической значимости знаний, которые усваиваются;
3. эмоциональная форма изложения научной информации;
4. наращивание содержания и новизны учебного материала;
5. профессиональная направленность учебной деятельности студентов;
6. выбор адекватных учебных задач, которые порождают информационно-познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности студентов;
7. поддержания любознательности и «познавательного» психологического климата в студенческой академической группе.

Поскольку «Я-концепция» касается как сферы личности, так и мотивационной сферы индивида, ее вклад в вариацию успешности довольно существенный Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебные способности существует тесная взаимосвязь, которая сохраняется даже в том случае, когда делается поправка на показатель интеллекта.

Нетрудно привести примеры, подтверждающие, что представление студентов о своих способностях существенно влияет на успехи их в учебе и нередко приводит к тому, что уровень успеваемости студента оказывается значительно ниже, чем можно было предположить, ориентируясь только на его потенциальные способности. Часто студент, еще не приступив к выполнению задания, заявляет, что не сможет с ним справиться.

Много устных ответов, которые по сути являются правильными, сопровождаются репликами, удостоверяющих глубокую внутреннюю неуверенность: «Я вообще не знаю, но кажется ...»," Я изучил, но лучше я приду к Вам на консультацию ...", " Позвольте ответить по второму вопросу билета "и т.п.
Вместе с тем представления вчерашнего старшеклассника о своих учебные способности существенно корректируются протяжении обучения его в высшем учебном заведении, особенно в адаптационный период. [7, с. 204 - 207].

Факторы, которые определяют социально-психологический портрет студента и влияют на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз — их только можно принять во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения — ими можно управлять.
К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовские реалии, представления о профессиональное будущее.

К факторам второй группы можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т. п.
В вуз приходят совершенно разные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». Среди мотивов учебы в вузе выделяют следующие:
• чтобы стать профессионалом (45%);
• чтобы иметь диплом (21%);
• для собственного развития (19%);
• не знают (11%);
• чтобы не служить в армии (4%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметирование закрыто.