Rushguide .RU

 

Концепция профессионального стиля деятельности

, , , ,

Сегодняшнее состояние исследования стилевых феноменов находится на грани интеграции. Различается две стороны явлений: стили как индивидуально-своеобразные психологические системы отдельных людей и стиле как совокупность отличительных признаков деятельности (стили профессиональной деятельности). «Генезис последних таков: они возникают в процессе становления и развития профессии, фиксируются в ее продуктах, закрепляются в логике использованных средств труда, они являются результатом общественной практики и достижений выдающихся профессионалов, эти стили в дальнейшем существуют независимо от своих создателей. Они становятся своеобразными эталонами, нормативами для людей, которые овладевают данной деятельностью».

Таким образом, стилевой конструкт включает в себя минимум два вида стилей, которые Владимир Толочек (российский исследователь в сфере профессиональных стилей) называет объективирован стиле — существуют независимо до отдельного субъекта и отражающих объективные закономерности организации компонентов среды, являются устойчивыми и логически завершенными конструктами; индивидуальные стили — выполняют функцию структурирования и взаимосвязи индивидуальности человека со средой, отличаются индивидуальным своеобразием, вариативной изменчивость, иерархией уровней, разной степенью развития и адекватности, формируется спонтанно и направлено, сознательно и бессознательно.

Структурно — функциональная организация стиля является трехуровневой системе: субъективно удобные условия деятельности; структура; тип организации деятельности.



Во субъективно удобными условиями деятельности понимается сплав сознательного и бессознательного. Это один из первичных факторов формирования индивидуального стиля деятельности, детерминирует потом И следующие уровни, характеристики. Это своего рода «прошлое» субъекта, его эмоциональная память и эмоциональные оценки, которые играют заметную роль в его адаптации к условиям среды, к требованиям деятельности и направляют эту адаптацию к определенной части пространства деятельности.

Следующий уровень — структура. Его составляют праксични компоненты, конкретные практические действия, опосредующие взаимодействие между субъектами и субъекта с объектом. Это уже есть «настоящее» стиля — постоянное формирование и совершенствование его практических компонентов.
Третий уровень — (тип организации деятельности) — высший уровень адаптации субъекта требованиям деятельности. До этого уровня следует отнести то, что отражает когнитивные (мыслительные) аспекты деятельности: тактики, планирования, оценки ситуации, прогнозы. То есть это «будущее» системы, которая характеризуется возможностью воплощения, присвоение оценок, склонность «отторжение» от действительности.

Такая концепция единого стиля автором которого является (российский исследователь в сфере стилей) открывает поле для исследований: объективирован стиль соотносится с уровнем «структура» индивидуального стиля, то есть объективирован стиль почти идентичен структуре индивидуального стиля. Именно это обстоятельство открывает возможность исследований в области профессиональной подготовки специалиста в системе Человек — Человек.
Сегодня эта концепция «проявила себя хорошим орудием исследования и коррекции стиля в области спорта и управленческой деятельности».

Структурная организация стиля позволяет рассматривать исследуемые стиле в сочетании двух факторов: деятельностного (среда) и субъективного (интерперсональнисть).

На основе такого подхода автором выделяются четыре основные группы стилей: а) адаптации (организации и структурирования психической деятельности определенной сфере ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной) — локальные стиле взаимосвязи индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные стиле, стиле действия (моторики) Эта группа стилей отражаете, как человек ориентируется в среде, отражает и выражает свою индивидуальность, каким образом организуется моторная, эмоциональная и когнитивная сферы, б) деятельности (строятся с учетом объективных компонентов среды — системы соприкосновения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами.

К ним относятся традиционно исследуемые индивидуальные стили деятельности. Эта группа стилей характеризует как человек включается в профессионально-трудовые системы; в) взаимодействия — системы соприкосновения индивидуальности с социальными структурами, процессами, отдельными субъектами.

Страницы: 1 2

Комметирование закрыто.