Методологические отступление
отступление, рубрика, структура, схема, философия
Социальные устройстве является не «отображениями» общественной действительности, а концептуальными схемами. История — течение событий, а общество — переплетение многих различных типов отношений, известных не просто благодаря наблюдению. Если мы предположим различие между вопросами о факте и вопросами об отношении, то тогда познания как сочетание обоих зависит от правильной последовательности между фактическим и логическим порядками. Для опыта фактический порядок первичный; для значения первично логический порядок. Дух познает природу благодаря нахождению определенного языка, которой и выражает основополагающий образец. Следовательно познания является функцией категорий, которые мы используем для установления соотношений, тогда как восприятие, как в искусстве, является функцией условностей, с которыми мы согласились для того, чтобы видеть вещи «правильно». Как когда-то высказался Эйнштейн, «именно теория является тем, которое решает, что мы можем наблюдать».
Древней максимой является «nomen est numen» — «назвать, значит узнать». В современной философии науки «потеп» является не просто именами, а понятиями или призмами. Концептуальная схема отбирает отдельные атрибуты из сложной действительности и группирует их под общей рубрикой с тем, чтобы различать сходства и различия. В качестве устройства для логического упорядочения, концептуальная схема является не истинной или ложной, а полезной или нет.