Rushguide .RU

 

Интеллектуальный потенциал и когнитивные стиле практических психологов

, , , ,

Рассматривая вопрос о профессионально необходимые качества практического психолога, важно более всего поставить успешность его профессиональной деятельности. Следует также учесть, что практикующий психолог будет иметь определенную специализацию: диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация и др. Каждая из специализаций будет требовать определенной подготовки, набора навыков, личностных черт и качеств.

Профессиональные решаемые практический психолог, ставят требования к его личностных качеств, которые в свою очередь влияют на эффективность деятельности.

Исследователи выделяют четыре блока профессиональных качеств психолога:

направленность и мотивы профессиональной деятельности;

социально — перцептивные качества;

Качества личности, связанные с процессами обработки информации (Социальное мышление — понимание людей, их действий и устремлений, умение раскрыть характер межличностных отношений, различать основные и второстепенные черты в структуре личности и т. п.; критичность мышления, профессиональная рефлексия);

Качества личности, связанные с передачей информации, влиянием на других людей, общение с ними.



Особенно важным является третий блок личностных свойств личностных качеств психологов, предусматривающий оперирования информацией. Непрерывные изменения в объекте исследования, необходимость быстрой коррекции собственных действий в зависимости от состояния и соответствующих реакций клиента, умение выйти из конфликтных и пред конфликтных ситуаций, способность быстро и точно использовать свои знания при постановке диагноза и психотерапевтических воздействиях — все эти моменты ставят определенные требования к скорости течения мыслительных процессов, к аналитико-синтетической функции мышления.

Следующая особенность деятельности психолога состоит в использовании оперативной психодиагностики (диагностика без статистики). Этот аспект деятельности требует высокоразвитой способности к аналитико-синтетической деятельности, что позволяет ставить практически верный психологический диагноз, точно оценивая тонкости состояний сознания, психики. Подобная деятельность чрезвычайно сложная по содержанию и ограничена жесткими временными рамками.

Четвертый блок, так как и третий, связанный с оперирования информацией, а если быть более точным — способностью применять информацию (знания). Способность к применению информации в когнитивной психологии соотносится с понятием «интеллект». Поэтому можно сделать вывод, что эффективность деятельности практического психолога определяется уровнем его интеллектуального развития. Г. Олпорт внес данный психологический феномен в перечень личностных качеств, которые необходимы для адекватного понимания людей. Понимание людей — это очень сложный процесс выяснения связей между прошлыми и сегодняшними поступками, между экспериментальной поведением и внутренними качествами, между причиной и следствием и т.д.

Исследователи отмечают, что в значительной составляющей профессиональной пригодности практикующего психолога есть интеллект, особенно его вербальный компонент (В. Панок, Н. Чепелева и др.) Именно интеллект обеспечивает эффективный анализ черт и качеств личности, позволяет преодолевать стереотипы (как личные и профессиональные) , является центральным механизмом понимания поведения другого человека. Важным компонентом интеллекта является социальный интеллект. Социальный интеллект связывают со способностью уравновешивать психологом собственного поведения, что способствует хорошим отношениям с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и действовать, необходимо прогнозировать более вероятные реакции другого человека. Социальный интеллект связан со способностью произносить быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет больше отношения к поведению, чем к оперированию понятиями, его продукт — социальное приспособление, а не глубина понимания (Г. Олпорт).

Страницы: 1 2

Комметирование закрыто.