Rushguide .RU

 

Записи на тему стиль

Интеллектуальный потенциал и когнитивные стиле практических психологов

, , , ,

Рассматривая вопрос о профессионально необходимые качества практического психолога, важно более всего поставить успешность его профессиональной деятельности. Следует также учесть, что практикующий психолог будет иметь определенную специализацию: диагностика, консультирование, коррекция, реабилитация и др. Каждая из специализаций будет требовать определенной подготовки, набора навыков, личностных черт и качеств.

Профессиональные решаемые практический психолог, ставят требования к его личностных качеств, которые в свою очередь влияют на эффективность деятельности.

Исследователи выделяют четыре блока профессиональных качеств психолога:

направленность и мотивы профессиональной деятельности;

социально — перцептивные качества;

Качества личности, связанные с процессами обработки информации (Социальное мышление — понимание людей, их действий и устремлений, умение раскрыть характер межличностных отношений, различать основные и второстепенные черты в структуре личности и т. п.; критичность мышления, профессиональная рефлексия);

Качества личности, связанные с передачей информации, влиянием на других людей, общение с ними.

Когнитивный направление изучения стилевых феноменов

, , , ,

Истории психологии известно четыре направления изучения стилевых феноменов: «когнитивные стили, стили лидерства и руководства, индивидуальные стили деятельности, стиля жизни ...» Предпосылками изучения стилевых феноменов стали представления А. Адлера, основателя индивидуальной психологии Именно его считают основоположником одного из направлений изучения — когнитивных стилей.

Понятие «стиль» было использовано А. Адлером для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности.

Индивидуальные деформации в организме и психике, а также дефекты социальных взаимоотношений ребенка в семье и вне ее создают условия для постоянного возникновения угрозы заниженной или негативной социальной оценки.

Поэтому с раннего детства создается особая индивидуальная стратегия и тактика поведения, с помощью которой человек защищается от осознания свои неполноценности и пытается добиться доминирования. А. Адлер обращается к понятию стиль как к «характеристики системы целей, которые ставит перед собой человек, защищая свою социальную полноценность».

Стиль жизни индивид не создает, но стиль формируется, благодаря свойствам организма и социальным условиям.

Начиная с Г. Олпорт, понятие «стиль» применяется для решения совершенно иной проблемы, для объяснения единого личностного источника багатообразности функциональных психических проявлений.

Специфика педагогической деятельности

, , , ,

Специфика педагогической деятельности ставит, как уже отмечалось, перед учителем ряд требований к личности педагога, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества. Последние характеризуют интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, важных для профессии педагога. Делаются попытки выделить существенные с точки зрения эффективности педагогической деятельности. Правомерным, по моему мнению, является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств. Доминантными считаются качества, отсутствие каждой из которых делает невозможным эффективное осуществление педагогической деятельности; периферийными — качества, которые не осуществляют решающего влияния на эффективность педагогического труда, однако способствуют ее успешности; негативными — качества, которые приводят к снижению эффективности педагогической деятельности, а профессионально недопустимыми — те , ведущие к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств подробнее.