Философско-мировоззренческие основы биоэтики
В современных условиях дальнейшая трансформация и переосмысление принципа гуманизма (в первую очередь, с точки зрения его границ и пространства) ознаменовалась конце 60-х годов XX века появлением нового течения в философско-этической мысли, нового междисциплинарного транскультурного феномена — биоэтики.
Научная революция XX в. существенно изменила представления о природе человека и особенности ее существования. Базисные закономерности жизнедеятельности человека, прежде всего ее жизнь, смерть и репродукция, стали приоритетными практическими проблемами в развитии медицины и биологии. В то же время традиционные научные идеалы и ценности, которые были разработаны с учетом особенностей потребности науки XIX — начала XX веков (с приоритетом природного и технического знаний), начинают терять свои ключевые позиции в новых сферах исследования и практики.
Практическая философия — скорее не в семантической (здесь она имеет давние традиции), а в терминологическом аспекте — берет начало из кантовского разделения философии на «практический разум» и «теоретический разум». Отстаивая примат практического разума над теоретическим, примат морального поведения над вопросами научного познания, в сферу практической философии он относил этику, философию государства и права, философии истории и религии и даже антропологию.
Разрушение лицо мира, созданного «здравым смыслом» и «автоматизмом языка», — не мировоззрение и не эстетическая система. Это — язык культуры.
Метафизический реализм, Х. Патнэм подвергает критике, предусматривает привилегированной познавательную позицию, так сказать, с точки зрения взгляда «божественных глаз». Х. Патнэм демонстрирует неприемлемость такой позиции на двух примерах, один из которых связан с квантовой механикой, а другой — со способами решения «парадокса лжеца» в современной логике. Недавнее доказательства полноты квантовой механики и отказ от идеи скрытых параметров показали, что невозможно избежать того, что Х. Патнэм, ссылаясь на Э. Вигнера, называет принципиальным разрывом, промежутком ( «щелью», как сказал бы М. Мамардашвили) между системой и наблюдателем.