Rushguide .RU

 

Межличностный конфликт

Межличностный конфликтМежличностный конфликт можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых разных сферах и областях (экономической, политической, социокультурной, бытовой и др.). Принципы таких столкновений разнообразны — от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах. Как и в других социальных структурах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых или противоположных интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мыслях, способах поведения и др.

Межличностные конфликты возникают между студентами, а также между студентами и преподавателями. И в первом, и во втором случае важную роль играют личное восприятие партнера или оппонента.

Межличностная несовместимость между студентами или преподавателями может стать причиной возникновения эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешимой формой межличностного противоборства.

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликтМногие известные мудрецов прошлого неоднократно говорили о том, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является основным носителем конфликта.

Решение внутренне личностных конфликтов, прежде всего, зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть, и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, кто вы есть, и тем, кем хотели бы быть» и др. С оценочной точки зрения внутриличностный конфликт можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции имеют в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Настройки ученика и установки профессионала

Настройки ученика и установки профессионалаГоды учебы в вузе — важный этап в профессиональном становлении личности. В этот период начинается усвоение профессиональной роли. Первичная профессиональная адаптация. Будущий специалист в своем развитии проходит путь от начального интереса и общего позитивного отношения к профессии, к овладению профессиональными знаниями, осознания смысла и целей профессиональной деятельности, освоение профессиональной этики, формирование системы профессиональных ны — позиции профессионала, нахождение своей «профессиональной ниши», индивидуальной профессиональной роли. Все эти процессы продолжат развитие в реальной профессиональной деятельности, но начинаются и формируются они именно в ходе обучения в системе профессионального образования.

Вместе с тем, студент, как и школьник, по характеру своей основной деятельности прежде всего — ученик: его знания оценивают преподаватели, он должен освоить определенную учебную программу, он выполняет домашние задания и выдерживает экзамены.

Роль ученика — школьника подавляющим большинством студентов хорошо освоен. Будущая профессиональная роль для большинства студентов, особенно дневной формы обучения, является новой и незнакомой. В направлении на получение профессиональных знаний эти роли совпадают, но между ними есть существенное отличие в критериях оценки знаний и умений.

Слово «конфликт»

Слово "конфликт"Слово «конфликт» (от лат .- соnfliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновения могут быть разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важных жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых разрозненные в социальной структуре (в том числе эмоционально-психологических разрозненные) и т.п. Таким образом, конфликты охватывают всю сферу жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.

Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивидуумы, большие и малые социальные группы и организации. Но конфликтное взаимодействие предполагает противодействие сторон, т.е. действия, которые направлены друг на друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут перерасти в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых является несовместимость интересов, потребностей и ценностей. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73