Значение ценностей в формировании мотивации студентов к обучению
С началом студенческого возраста происходит изменение социальной ситуации развития и внутренней позиции студента, результатом чего является ускорение процессов формирования его личности. По окончании средней школы юноши и девушки должны обладать качествами связанными с самообслуживанием в школе и дома, качествами ориентации в социальной, экономической и культурной жизни общества и качествами, которые составляют нравственную основу личности и ее культуре.
Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменение мотивации основных видов деятельности: обучение, общение и труда. Предварительные «детские» мотивы потеряют свою пагубную силу и на месте тех возникают и закрепляются новые «взрослые» мотивы, которые подводят ребенка к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: возбуждающая и регуляционных. Возбуждение обеспечивает активизацию и направление поведения и связано с понятиями мотивы и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребности, интересы, цели, намерения, стремления, которые есть у человека, представление о внешних факторах, которые заставляют ее вести себя отдельным образом, руководство деятельностью в процессе ее осуществления. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения возбуждающие моментов в поведении человека является понятием мотивации и мотивы.
За время обучения в университете в жизни студентов происходят значительные изменения как психологического, так и социального плана. В частности, происходит качественный скачок от позиции школьника к социально-психологической позиции будущего специалиста, т.е. от позиции учащейся молодежи до позиции руководителя, профессионала.
Условия обучения в вузе ставят повышенные требования к адаптивных механизмов студентов. Большинство нервно-психических и психосоматических расстройств, которые в этих условиях возникают у студентов, является результатом нарушения процесса адаптации к условиям обучения и выражают неустойчивость адаптивных механизмов в длительных и кратковременных экстремальных сиситуация. Поэтому развитие адаптивности у студентов является актуальной научно-практической задачей, от решения которой в значительной мере зависит повышение эффективности деятельности, а также сохранение и укрепление психосоматической здоровья студента.
Современная система образования и воспитания в Украине находится в процессе перехода, отчасти уже и перешла на новую парадигму воспитания, в центре которой стоит личность ребенка во всех ее взаимосвязей и опосередкуваннях. Это антропологический, педоцентричний подход, и его основные составляющие — идеи, модели, ценности как материальные, так и духовные, направленные на подъем индивидуальности, ее самовиявлення и развитие. При таких условиях ценностный подход выступает как найприоритетниша воспитательная проблема. Ее значимость усугубляется тем, что ценности выяснилось на передний план и как социальная проблема, которая приобрела сегодня острый, иногда даже трагического звучания. Мы являемся не только свидетелями, но и участниками кризиса нравственности и правосознания, социальной нестабильности, политической дезориентации, деморализации молодежи, нежеланием учиться. Важным фактором этого кризиса ценностей является крах тоталитарной системы, которая формировала во всех единую систему ценностей и ценностных ориентаций. Возникла необходимость формирования новых ценностных ориентаций, новых ценностных идеалов, ценностных мировоззрения ребенка, который будет жить и работать в XXI в. в Украине — независимой европейской стране, где целевые и ценностные ориентации сполучатимуть инновации, творчество, новые оригинальные идеи с народными традициями и культурой. Поиски новых ценностных ориентаций, трудные сами по себе, сложного социально-экономическим кризисом, но становятся жизненно важными и необходимыми для каждого, средством опоры в жизненные коллизии.