Компромисс
Вследствие только описанного компромисса этот конфликт рано или поздно должен был неизбежно взорваться: когда уже божественную истину однажды сформулированы сроками истины научной, представители науки не могли вечно воздерживаться от критики сущности доктрины, претендующей на научную истинность.
С другой стороны, христианская Церковь, чью доктрину было изложено рационалистической языком, не могла отречься от своих претензий на влияние в тех областях знания, были законными владениями человеческого интеллекта, и, когда в семнадцатом веке новейшая западная наука начала отбрасывать чар эллинской философии и распахивать новую интеллектуальную ниву, первым движением римско-католической церкви было выдать инвективы против нападения пробужденного западной научной мысли на давнего интеллектуального союзника этой церкви — словно геоцентрическая теория в астрономии испокон веков была одним из догматов христианской веры, а Галилеевы поправки к системе Птолемея — теологической ошибкой.
На 1952 год эта война между наукой и религией шла уже три века, и позиция церковных властей все сильнее напоминала позицию правительств Великобритании и Франции, когда Гитлер в марте 1939 года окончательно положил конец тому, что осталось от Чехословакии.
Позиция, изложенная в предыдущем разделе, открытая для нападения как со стороны людей, считающих любую религию обманом и выдачей желаемого за действительное, так и со стороны судящих церкви как институции, безоговорочно и полностью недостойные самых верь, которые они проповедуют.
До сих пор мы исходили из того, что главными действующими лицами в истории всегда были цивилизации, а роль церквей — то как помех («раковых опухолей), то как вспомогательных факторов — им подчинялась.
Итак, мы отрицали взгляд на церкви как на раковые опухоли, пожирающие живые ткани цивилизации; однако можем согласиться с Фрейзеровим суждением, высказанным в конце зацитованого отрывка, о том, что приток христианства, такой мощный в последней фазе эллинского общества, в последнее время приходит и что пост-христианское западное общество, возникшее вследствие этого спада, имеет те же свойства, что и дохристианское эллинский. Это наблюдение открывает путь другой концепции относительно отношения церквей к цивилизаций — взгляду, который выражает один новейший западный ученый в следующем отрывке: