Становление нелинейного естествознания
Становление нелинейного естествознания приобрело в последние три десятилетия признаков глобальной научной революции. Эта революция не осталась без внимания философии науки, особенно отечественной. Поиски адекватного философского контекста в процессе обсуждения онтологических основ новой, нелинейной научной картины мира достигали от обращения к диалектике Гегеля и философии Древнего Востока к привлечению современного постмодерна. Предложен и методологические модели определения синергетики как общенаучной программы и как системно-деятельностного коммуникативного подхода.
Однако эпистемологические основы синергетических концепций еще не осветленные. Безоговорочное же применение прежних нормативных методологических представлений не представляется возможным по крайней мере по двум причинам. Во-первых, предварительные нормы научного исследования является преимущественно дисциплинарными, а нелинейная наука не просто междисциплинарная, ее называют транс-дисциплинарной и кросс-дисциплинарной.
Философия науки как направление западноевропейской философской мысли создавалась и развивалась под лозунгом исследования науки научными методами. Поэтому Х. Патнэм считает возможным применять к методологических концепций науки те требования, которые эти концепции формулируют относительно науки. Если же методологические концепции не соответствуют собственным критериям, они могут быть расценены как самоспростовни.
Методологические концепции философии науки последних двух десятилетий ХХ века выходят в определении своих проблем прежде всего с попытки переосмыслить достижения своих предшественников. Мы рассмотрим здесь взгляды двух известных представителей англо-американской традиции в философии науки Ларри Лаудан и Хилари Патнема, опираясь на их анализ предыдущего развития философии науки.
Научная рациональность не всегда, но чаще всего связана с реализмом. Реализм же — это философская позиция, которая предусматривает с самого начала существования внешнего мира и принципиальную возможность его истинного познания. Эту позицию, которую разделяет большинство ученых-естественников, и которая является опорой здравого смысла, оказывается, впрочем, очень сложно не только обосновать, но и последовательно провести даже в области философии науки.