Адаптации студентов-первокурсников
Поскольку понятие «адаптация» имеет не только общенаучных, но и системно-дисциплинарный характер (реализует все основные признаки категории науки), то психология, исходя из данных других наук о природе адаптационных процессов, должно разрабатывать свой специфический аспект. В этой связи вполне оправданной является точка зрения, согласно которой «деятельность субъекта, функционирование его как личности могут быть описаны в виде системы адаптивных процессов, каждый из которых разворачивается в пределах определенной психологической адаптации» (Балл Г.А.).
Психологическая адаптация понимается как один из ведущих факторов и как необходимое условие социализации. Именно так ее рассматривал Л.С. Выготский, анализируя процесс вхождения ребенка в новые социальные ситуации и процесс формирования у него определенного отношения к общественной окружения. То есть, зароджуючись в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие психические функции впоследствии «врастают» в ее сознание. В этих условиях разворачиваются процессы интериоризации социальных норм и требований социальное значимого поведения во внутренний план ее индивидуальной активности. А это, в свою очередь, приводит к формированию все новых и новых свойств личности, которые выступают психологическими средствами построения более совершенных стратегий деятельности, ребенка, достижения им высших уровней социализации [13, 83].