Активность эстетической практики
Активность эстетической практики и продуктивного творческого воображения формирует особое эстетическое сознание, которое отличается своеобразием эстетического отношения к действительности, в которой идеально сочетаются целостность, творчество, созидание. Это эстетический идеал, формирование которого есть результат развития всех форм эстетической деятельности и прежде всего искусства. В определенном смысле эстетический идеал является духовной целью эстетической практики, осознается.
Слово «идеал» греческого происхождения (от «идея», «понятие», «образ», «представление»). В отличие от идеалов этического, политического или общественного, которые могут существовать в виде отвлеченным понять, эстетический идеал находит свое воплощение в чувственных формах: он тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. В этом его специфика.
В эстетике Гегеля идеал становится центральной эстетической категорией, которую он определяет как идею, в которой выражена действительность, соответствующая своему понятию. Сферой проявления эстетического идеала Гегель считал искусство; а соответствующее эстетическому идеалу форму искусства видел в античности. Искусство Древней Греции он характеризовал как классическое искусство идеала.
Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус — это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.
Чувства, испытываемые человеком, и наслаждения разнообразные по характеру, структуре и психологическому механизму. Одни из них очень близки с животным, другие же являются специфически человеческими и присущие только людям. Эстетическое чувство относится как раз к последним. Это один из самых сложных видов духовного переживания, самое, пожалуй, самые благородные из чувств человека. Однако нельзя не отметить, что даже ей, человеку, эстетическое чувство, не дано от рождения. Как показывают научные исследования, оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, или не зарождается совсем, если ребенок по каким-либо обстоятельствах росла в среде животных. Как указывал К. Маркс, эстетическое чувство появляется только там, где человек свободен от «грубой практической потребности». И если животное «проводит лишь под властью непосредственной физической потребности», то человек проводит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда внедрит, когда он свободен от нее »[20, с. 128-129]. Разрабатывая теорию трудового совершенствования человека, К. Маркс установил, что богатство человеческой чувственности и способностей возникло и развивалось под влиянием разнообразных форм практической деятельности.
Чтобы превратить художественное впечатление в суждения о художественном, нужно научиться объяснять свои собственные бессознательные ощущения, нужно знать свои собственные склонности и возможности реагировать на впечатления.