Rushguide .RU

 

Активность эстетической практики

Активность эстетической практикиАктивность эстетической практики и продуктивного творческого воображения формирует особое эстетическое сознание, которое отличается своеобразием эстетического отношения к действительности, в которой идеально сочетаются целостность, творчество, созидание. Это эстетический идеал, формирование которого есть результат развития всех форм эстетической деятельности и прежде всего искусства. В определенном смысле эстетический идеал является духовной целью эстетической практики, осознается.

Слово «идеал» греческого происхождения (от «идея», «понятие», «образ», «представление»). В отличие от идеалов этического, политического или общественного, которые могут существовать в виде отвлеченным понять, эстетический идеал находит свое воплощение в чувственных формах: он тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. В этом его специфика.

В эстетике Гегеля идеал становится центральной эстетической категорией, которую он определяет как идею, в которой выражена действительность, соответствующая своему понятию. Сферой проявления эстетического идеала Гегель считал искусство; а соответствующее эстетическому идеалу форму искусства видел в античности. Искусство Древней Греции он характеризовал как классическое искусство идеала.

Эстетический вкус

Эстетический вкусЭстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус — это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

Совсем другое дело — эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы — сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Чувства, испытываемые человеком

Чувства, испытываемые человекомЧувства, испытываемые человеком, и наслаждения разнообразные по характеру, структуре и психологическому механизму. Одни из них очень близки с животным, другие же являются специфически человеческими и присущие только людям. Эстетическое чувство относится как раз к последним. Это один из самых сложных видов духовного переживания, самое, пожалуй, самые благородные из чувств человека. Однако нельзя не отметить, что даже ей, человеку, эстетическое чувство, не дано от рождения. Как показывают научные исследования, оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, или не зарождается совсем, если ребенок по каким-либо обстоятельствах росла в среде животных. Как указывал К. Маркс, эстетическое чувство появляется только там, где человек свободен от «грубой практической потребности». И если животное «проводит лишь под властью непосредственной физической потребности», то человек проводит, даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда внедрит, когда он свободен от нее »[20, с. 128-129]. Разрабатывая теорию трудового совершенствования человека, К. Маркс установил, что богатство человеческой чувственности и способностей возникло и развивалось под влиянием разнообразных форм практической деятельности.

Зрением обладают многие животные, но глазом, умеющий наслаждаться красотой предметов, обладает только человек. Орган слуха также присущ многим животным, но музыкальный слух есть только у человека. Образование внешних чувств — это результат длительной биологической эволюции мира, возникновение и развитие эстетических духовных чувств — результат всей социальной истории человечества. Способность активно воспринимать окружающий мир в формах по-человечески развитой чувственности не является заложенной в нас природой (в отличие от самих органов чувств), а есть продукт культурно-исторический. Формы созерцания и представлений не только не определяются анатомо-физиологическими особенностями органов восприятия, но, наоборот, задаваемые им извне различными формами деятельности, разнообразием этих форм.

Восприятие музыки

Восприятие музыкиЧтобы превратить художественное впечатление в суждения о художественном, нужно научиться объяснять свои собственные бессознательные ощущения, нужно знать свои собственные склонности и возможности реагировать на впечатления.

Чтобы выразить хотя бы одно ценное суждение, нужно уметь сравнивать художественные впечатления между собой; исходя из их природы и своеобразия, нужно найти точку зрения, благодаря которой можно приблизиться к сути произведения.

Музыка, не придерживается основных условий человеческого опыта восприятия времени, должна иметь другую эстетику. Этот вид музыки можно воспринять только интеллектуально.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73