Что такое экологическая этика
По мере усложнения общественных отношений в человеческом обществе возникла необходимость конкретизации тех или иных моральных норм, правил в отношении определенных сфер повседневной жизни человека. Так стали формироваться различные направления прикладной этики — политическая этика, журналистская этика, медицинская этика, экологическая этика.
Экологическая этика предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию моральных взаимоотношений между людьми и природой. Экологическая этика предполагает, что человеческое поведение в отношении природы может направляться и направляется моральными нормами. Теория экологической этики в этом случае должна: 1) объяснить, что это за нормы, 2) объяснить, по отношению к кому или к чему люди несут моральную ответственность, 3) показать, чем обоснована эта ответственность.
Коренное вопрос экологической этики — каково наше отношение к Природе: как к объекту (вещи) или субъекта (т.е. к равному себе, что имеет моральный статус и права). Экологическая этика существует лишь тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту. В этом случае вред, нанесенный природе, будет рассматриваться с точки зрения нанесения ущерба самой природе. В отличие от экологической этики антропо-центристская этика рассматривает природу как объект, и поэтому любой ущерб, нанесенный ей, оценивается только с точки зрения ущерба другому человеку, государству и т.д., в чьей собственности находится природа. В этом плане очень показателен пример российского ученого, профессора, доктора психологических наук С.Д. Дерябо: «действия вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственнымы и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства рассматриваются как преступления против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса — как хозяйственная деятельность, и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но с другой стороны — убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощение за то, что им приходилось это делать «.
Шесть разделов этой книги, как я уже отмечал, являются взаимосвязанными благодаря исследованию различных тем, не так дают линейный изложение доказательства, как чередуются, так сказать, подобно цивкового колеса.
Ни одна идея никогда не появляется полностью развитой из головы Иова или второстепенного размышления, и пять измерений, которые срослись в понятии постиндустриального общества (его интеллектуальные предшественники изображаются в главе 1), имеют длинную и сложную историю. Они могут представлять интерес для читателя.
Главные интеллектуальные и социологические проблемы постиндустриального общества является, продолжая пользоваться метафорой Уивер, проблемы «организованной сложности» — управление крупномасштабными системами с большим числом взаимодействующих, которые должны быть согласованы для достижения специфических целей. Гордостью современного теоретика систем является то, что сейчас в распоряжении специалистов имеются техники управления этими системами.