Педагогическая направленность и мотивация
Педагогическая направленность учителя целесообразно рассматривать в контексте общей психологической проблемы — направленности личности. Направленность личности определяют по-разному. С. Л. Рубинштейн размах ее как некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. [9]. А. Н. Леонтьев, развивая идеи С. Л. Рубинштейн, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархических мотивов как главных спонукачив деятельности. [5]. Л. И. Божович и ее коллеги направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.
Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности. Направленность на профессиональную деятельность проявляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием.
Для успешного обучения в вузе одного лишь сформированного в школе умение учиться (да и то нередко только под непосредственным руководством учителя) уже недостаточно. Важно, чтобы студент не просто умел учиться самостоятельно, а направлял свою творческую познавательную активность на жизненное самоопределение и профессиональное самоутверждение. Познавательная мотивация, интерес к профессии и ее овладения — один из важнейших факторов успешного обучения студентов.
Прежде, чем начать освещение проблемы мотивация профессионального самоопределения педагога необходимо выяснить сущность ключевых понятий.
Изменения в национальной структуре населения Украины и их моральные последствия