Особенности педагогического общения
Педагогическое общение всегда целенаправленное. При этом сам педагог будто находится одновременно в нескольких «плоскостях»: он непосредственно взаимодействует с партнером, наблюдает за собой и своими действиями с позиций их «профессионального соответствия» (рефлексивный контекст общения), держит на контроле сознания цель, которую принял самой первой и одновременно оценивает целесообразности ее сохранения или замены на новую (рациональный контекст общения). Таким образом, часто педагогическое общение является средством решения собственных учебных или воспитательных задач, инициатором, организатором и главным руководящим звеном которого является учитель.
Педагогическая деятельность оказывает существенное влияние на развитие личности исполнителя, в частности на качества, которые реализуются в общении. Учителей с большим стажем работы всегда можно узнать по особому голосовым тоном (требовательным, властным или поучительным), за мимикой (она четко выражает оценку действий партнера). Такие учителя часто являются категоричными и безапелляционными в высказываниях, подвержены навязывания собственного мнения, пытаются преодолеть сопротивление партнера, несмотря на его причины, стремятся к чрезмерной нормативности поведения и т.д. Это является следствием длительной ролевой взаимодействия, в которой учитель выступает доминантной, авторитарной стороной с правом преимущества, контроля, оценки.