Социально-психологические детерминанты формирования первого впечатления
Процесс формирования первого впечатления играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека, поскольку он всегда включен в систему социального взаимодействия. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор следующей поведения перцепиента, который необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в конкретной ситуации. Восприятие другого человека проходит в условиях совместной деятельности, которая в большинстве случаев и обусловливает акценты построения образа.
В объекте восприятия человеку доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний вид (физические качества и оформление внешности) и поведение (действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологические качества партнера по общению. Сумма качеств, приписанных наблюдаемом, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему. Данные феномены относят к социальной перцепции.
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости? Феномен «зависимости от Интернета» интенсивно обсуждается в настоящее время (Это наверное единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме психологов). Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Появился также очень образный термин Netaholic, или Интернет — аддиктов.
В эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, возбуждают к активности, в преодоление трудностей.
Психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия ложатся в основу психических процессов, особенно мышления. Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования психических процессов. Поэтому формирование личности специалиста предусматривает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом.