Ценности как ядро мировоззренческой проблематики
Во все времена исследования теории ценностей составляло большую методологическую проблему для аксиологии. Аксиология — это теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их место в реальности и о структуре ценностной мира [2, 168]. В основе существования любого общества, так и отдельной личности лежат национальные, общечеловеческие религиозно-духовные, гуманистические, культурные, этические, моральные ценности. И именно от того, будет руководствоваться данное общество или конкретный человек такими ценностями, как добро, свобода, справедливость, солидарность, любовь, демократия и т.д., будет зависеть как ее личная судьба, так и будущее благосостояние всего народа. Поэтому подлинно богатым и процветающим обществом может быть только то, которое базируется на всех выше изложенных ценностях.
Ценности — это определенные общие нормы и принципы, которые определяют направленность человеческих поступков [5, 290]. Свой ценностный мир человек выстраивает в процессе предметно-практической деятельности. А любой акт деятельности, будь это какой поступок, включает в себя сознательный замысел действия, план реализации, целях, а также жизненный смысл этой деятельности, в общем-то, ради чего осуществляется все действие. Именно момент деятельности и характеризует категория ценности. Генетически ценности в процессе общественной практики аккумулировала в себе потребности, интересы, эмоциональные переживания субъекта.