Rushguide .RU

 

Человеческое хозяйство

На самом же деле человеческое хозяйство является лишь подсистемой, но не более.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что экономический метод оценки природы с позиции экологической этики имеет следующие основные ограничения и недостатки.

1. Современная экономика нацеливает на то, что человек важнее природу и природа существует только для нее.

2. Экономическая система является лишь частью общей сложной социобиогеосистемы. Поэтому полная экономическая оценка деятельности человека даже теоретически невозможна.

3. В области экологии некоторые поступки, экономические затраты на которые больше, чем выгода, могут быть морально правильными, и наоборот, некоторые поступки, экономическая выгода которых более чем расходы, могут быть морально неправильными. Отсюда экономический подход, который стремится к превосходству выгоды над расходами, и не учитывает этические ограничения, может иметь негативные моральные последствия.
1

Экологическая этика против экономики

Мы учили наших детей, гирь каждое живое существо живет для того, чтобы быть превращенным в деньги, и то, что не будет давать прибыли, должно быть истреблены, чтобы открыть дорогу для животных, приносящих прибыль.

Хью Нибл, американский профессор истории и религии

Потому что любовь к деньгам является корнем всего зла …

Св. Павел

1

Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Эту поговорку часто вспоминаешь, когда наблюдаешь за потугами некоторых экономистов и природоохоронникив подсчитать цену биоразнообразия, дикой природы, заповедников и других охранных природных территорий. Они считают возможным вычислить такую экономически высокую ценность биоразнообразия, что их расчеты сразу заставят местные власти улучшить охрану природы.

К сожалению, практика свидетельствует о другом. Охрана природы никогда не может стать экономически выгодной по эксплуатации природы (а значит, за разрушение). Тсс как продажа табака. Курить вредно: все это знают, но курят или продают этот яд. Потому что табачный бизнес экономически выгоден. Бороться с этим злом можно только с помощью морали, а не экономически.

Экологическая этика и очертания природопользования будущего

Экологическая этика и очертания природопользования будущего С каждым годом человечество убеждается, что будущее не может быть таким свободным в своем природопользовании. Известный американский екофилософ и социальный эколог Мюррей Букчин считает, «Рано или поздно рыночная экономика, законами жизни которой является конкуренция и накопления, система, основным постулатом которой является» расти или умри «- с жизненной необходимости вынуждена будет разорвать нашу планету на куски, отбросив все морально-этические и культурные факторы «(164). Нельзя не согласиться с уважаемым автором. Однако, чтобы этого не произошло, человечеству придется выработать реальную, действующую противовес, что сдерживает негативные последствия рыночной экономики.

Естественно, человеческая жизнь, как и существования человеческой цивилизации, невозможно без уничтожения отдельных природных объектов, гибели животных и растений, без потребления природных благ. Поэтому так важна роль экологической этики, которая будет выполнять в природопользовании жизненно важную функцию, сосредотачивая внимание на моральных обязанностях и настаивая на надлежащем моральном обосновании, даже если права природы в конечном итоге могут иногда нарушаться. Прежде всего мы должны согласиться с наличием у природы притязаний к человеку, которые вполне аналогичны человеческих. Отсюда природопользователей должны воспитываться в уважении к жизни в любой форме, в уважении к дикой природы, экологических, эволюционных процессов. С позиции экологической этики можно говорить, хотя бы в первом приближении, о наступниконтуры будущего «екоетичного» природопользования.

Этические принципы заповедного дела

Этические принципы заповедного делаОсоби тысяч видов охраняют свою природную территорию ради удовлетворения своих потребностей, и только человек, единственный вид, охраняет ее не только ради своих потребностей, но и потребностей других видов.

С. Забелин

Если в любом проекте, в любом направлении человеческой деятельности, в любой творческой инициативе не имеет моральных императив, то такой проект опасен.

Еще Аристотель в своей «Этике» писал, что изобретательность хороша там, где служит благородным целям, иначе она преступна. Как справедливо считает российский философ В.А. Кутирев «Свободное творчество совсем не тождественна благу, и легко становится антиэкологическое и антигуманной. Перед ней надо ставить социально-гуманитарные фильтры «(153). Заповедное дело, как сфера человеческой деятельности — не исключение. В наше трудное время те, кто занимается заповедным делом, постоянно идут на компромисс с совестью в погоне за влиянием, финансами и доверием. Эти компромиссы … как правило, приводят к уничтожению последних участков дикой природы, гибели редких видов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73