Rushguide .RU

 

Взаимоотношения преподавателей и студентов

Взаимоотношения преподавателей и студентов1. Взаимоотношения преподавателей и студентов как особый психологический феномен и важная составляющая целостного педагогического процесса высшего учебного заведения характеризуются особенностью содержания и динамики, механизмами влияния на становление личности будущего учителя, его профессиональный рост. Во взаимоотношениями «преподаватель-студент» мы понимаем целенаправленную взаимодействие субъектов педагогического процесса, которая детерминирована целью и задачами совместной учебно-профессиональной деятельности, определяется как общими психологическими механизмами, так и четко определенными социально-ролевыми функциями партнеров, особенностями и закономерностями педагогического общения в условиях высшего педагогического учебного заведения.

2. Взаимоотношения преподавателей и студентов педагогического учебного заведения представляют собой динамическую систему, компонентами которой являются: 1) мотивационный (интерес к партнеру и потребность в отношениях с ним, 2) когнитивный (восприятие и оценка другого; рефлексия отношений и осознания их трудностей; представление об оптимальных взаимоотношения ); 3) эмоциональный (удовлетворенность отношениями, которые сложились; взаимные оценочные отношение партнеров; чувство психологической защищенности, комфортности или напряженности, тревожности); 4) поведенческий (тип взаимоотношений и стиль педагогического общения; способ поведения в конфликтной ситуации; средства коррекции взаимоотношений и взаимовлияния . Они могут диагностироваться по эмпирическим показателям (удовлетворенность — неудовлетворенность; наличие потребности в углублении и расширении отношений-избежание взаимных контактов; идентификация с партнером как будущим коллегой — противопоставления себя другому; высокая социальная рефлексия — неспособность проанализировать и правильно оценить состояние взаимоотношений; гуманистические установки относительно другого -авторитарный подход) и классифицироваться как гармоничные (высокого уровня развития), неопределенные (среднего уровня) и деструктивные (низкого уровня).

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТАЦель образования сегодня — это подготовка специалистов, способных обеспечить переход от индустриального к информационно-технологического общества через новаторство в обучении, воспитании и научно-методической работе.

Упор все больше делается на качестве образования, универсальности подго-товки выпускника и его адаптова-ности к рынку труда, на личностную ориентированность учебного процесса, его информатизации, определяющую важность образования в обеспечении устойчивого человеческого развития. Необходимость этих процессов диктуется Европейской ориентацией Украины в целом и вхождением Украины в Европейское образовательное и научное поле частности. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, все более настойчиво работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.

Главной задачей высших учебных заведений является предоставление будущим специалистам системы знаний, умений и навыков, гарантирующих выполнение ими на производстве своих функциональных обязанностей, а также обеспечение культурного и духовного развития личности каждого студента, воспитания молодых людей в духе лучших человеческих ценностей. Поэтому процессы обучения и воспитания неразделимы, должны быть последовательными и непрерывными.

Проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов

Проблемы взаимоотношений преподавателей и студентов

«Учеба — это не механическая передача знаний.
Это чрезвычайно сложные человеческие взаимоотношения! »
В. А. Сухомлинский

Из реальной социально-экономической ситуации, то сейчас сложилась в Украине, следует адекватное социальный заказ учебным заведениям, которое проявляется в необходимости формирования и развития творческой личности студентам как активного гражданина своего государства. Оно может эффективно решаться при условии профессиональной готовности работников образования к реализации этой задачи. Эффективность творческого развития студентов в учебно-воспитательном процессе зависит профессионального мастерства преподавателя, его готовности к формированию и развитию творческой личности ребенка.

На протяжении последних десятилетий усиливается интерес психологической науки и педагогической практики к проблеме взаимоотношений и педагогического общения. Это объясняется как общей тенденцией к личностной ориентации высшего образования, так и научным обоснованием места и роли взаимоотношений системы «преподаватель-студент» в целостном педагогическом процессе высшего учебного заведения.

Студенческий возраст

Студенческий возрастСтуденческий возраст является периодом наиболее интенсивного социального формирования личности. Это период поисков самоутверждения и самостоятельности, нравственного совершенствования и формирования социальной зрелости, развития профессионального мышления и образа поведения, то есть период, который существенно влияет на все последующие годы жизни. Этому возрасту свойственны не только романтичность, активность, творческое дерзание, поиск ощущение новизны и нетерпение к рутины, но и чрезмерная чувствительность, болезненное самолюбие, повышенная мнительность и импульсивность поведения, максимализм, неустойчивость суждений. Этими особенностями не следует игнорировать, поскольку именно морально-психологическая неустойчивость, повышенная эмоциональная заостренность и динамичность является тем своеобразным основой, на которой происходит становление и самоутверждение личности.

В связи со стремлением Украины войти в мировое сообщество создаются как положительные, так и негативные факторы, влияющие на молодого человека. С одной стороны, мировое сообщество объединяет народы мира, разрушает исторические барьеры, способствует общечеловеческой цивилизации, а с другой — угрожает стиранием этнического и культурного своеобразия, унификацией жизни по чужим стандартам. Это приводит к тому, что для молодого человека, с одной стороны, расширяются возможности личности в плане культурной идентификации, открылся простор для формирования широкого спектра идей и ценностных ориентаций. Вместе с тем, есть и негативные последствия, а именно: возросла актуальность потребности в удовлетворении работой, у молодежи оказалась достаточно устойчивая установка на высокооплачиваемую работу, тяжелое материальное положение большинства семей приводит к тому, что многие молодые ищет быстрых больших заработков, меняются моральные ценности, расслоение общества по материальному положению; получения максимальных благ как можно быстрее и без лишних усилий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73