Rushguide .RU

 

Начальный этап общения педагога

Начальный этап общения педагогаПонятие «коммуникативная атака» в теории и практике педагогического общения предложил использовать В.А.Кан-Калик.Концепция педагогического общения, которую розро-бил ученый, предусматривает определение этапов общения во время проведения урока (чтение лекции).

Характеристики «коммуникативной атаки»: она предусматривает завоевания инициативы в общении и целостную коммуникативную пе-ревагу, обеспечивающих в дальнейшем управление общением с аудиторией.

Начальный этап общения педагога с аудиторией не всегда требует проведения «коммуникативной атаки».

Практика формирования профессионального общения сегодня во-Казу, что необходимо изменить подход к данному феномену, расширить его трактовки. «Коммуникативная атака» может исследоваться как коммуникативное умение педагога, которое, в свою очередь, выступает мето-дом установления профессионально-педагогического контакта в общении. Вместе с тем важно подчеркнуть, что реализация «коммуникативной ата-ки» возможна лишь тогда, когда у педагога сформированы профессиональные ко-муникативни умения вербального и невербального общения, создание творческого самочувствия в общении, восприятия и понимания человека человеком, ориентирование в ситуации общения, владение профессионально-педагогической вниманием, самопрезентации, использование системы «приспособлений».

Перцептивно-рефлексивный компонент

Перцептивно-рефлексивный компонентДанный компонент способностей тесно связан с коммуникативным, он обращен к субъекту педагогического воздействия. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает того кто рефексуе. Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором тот, который рефлексирует воспроизводит внутренний мир собеседника и с отражением себя.

Перцептивно-рефлексивные способности включают три вида чувствительности.

1. Чувство объекта. Оно представляет собой особую чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся, в какой мере интересы и потребности учащихся выявляются при этом, «совпадают» с требованиями педагогической системы с одной стороны, с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. Эта чувствительность сходна с эмпатией и проявляется в быстром, легком и глубоком проникновении в психологию учащихся, в эмоциональной идендификациямы педагога с учеником и их активной целенаправленной совместной деятельности.

Конструктивно-проективный компонент

Конструктивно-проективный компонентГностические способности составляют основу деятельности преподавателя, но определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний, которые могут оставаться мертвым грузом или активно включаться в обслуживание всех видов научно-педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов.

Конструктивно-проективные способности обеспечивают стратегическую направленность деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов планирования ими курса и научной деятельности, установления значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая необходимые связи с другими дисциплинами. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора содержания и выбора форм проведения занятий. Решать проблемы педагогического процесса в вузе приходится ежедневно каждому практику, а исследовать их — каждому педагогу-ученому.

Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя

Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателяПреподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.

«Педагогическая энциклопедия» дает такое определение: «Преподаватель — в широком смысле слова — работник высшего, среднего специального или общеобразовательной школы, преподающий какой-либо учебный предмет, в узком смысле слова — штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях. Педагогическую работу в вузах ведут профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели… Старший преподаватель в вузе (обычно кандидат наук) выполняет работу, которая поручается доценту.

Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов «.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73