Rushguide .RU

 

Причины конфликтов

Причины конфликтовМожно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях, будь то завод или учебное заведение, ресурсы всегда ограничены. Время, деньги, помещения, оборудование и др. — Все это ресурсы, необходимые для выполнения работы, и, конечно, самый ценный ресурс любой организации — работающие в ней люди.

Необходимость что-то распределять практически неизбежно ведет к конфликтам. Совершенно естественно, что люди всегда хотят получить не меньше, а больше, и собственные желания всегда кажутся более обоснованными.

Взаимозависимость. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например преподаватель может объяснить низкое качество выполнения студентами лабораторной работы нерадивостью лаборанта, не обеспечившего исправность оборудования. Лаборант может в свою очередь предъявить претензии преподавателю поскольку оборудование было испорчено студентами. Приводит к конфликтам и совместное решение задач специалистами разной квалификации. В этом случае высококвалифицированные исполнители могут быть недовольны тем что их более слабые коллеги тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Подобные конфликты называют конфликтами разных потенциалов.

Некоторые позитивные функции конфликтов и их классификация

Некоторые позитивные функции конфликтов и их классификацияСреди позитивных функций конфликта выделяют:

1. Разрядку психологической напряженности

2. Коммуникативно-связную

3. Консолидирующую

Хотя конфликты могут носить негативный характер, с конфликтами, как явлением неизбежным, не надо бороться. Ими нужно управлять. Правильно организованная конфликтное взаимодействие — это верный, хотя и не легкий путь к согласию. Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта, имеют характерные особенности и педагогические конфликты.

Однако в любому конфликте как социально-психологическом явлении в диалектическом единстве представлено общее, особенное и единичное.

Известно достаточно много классификаций конфликтов, основанных на различных критериях.

История развития человечества

История развития человечестваИстория развития человечества с древнейших времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут. Поэтому проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых, политиков, практиков, народ.

Для понимания сути конфликта важно выделить его основные признаки, структуру, динамику, функции и т.д.

Признаки конфликта:
1. Наличие двух или более участников с противоречивыми интересами;
2. Каждый участник имеет аргументацию и средства защиты своих интересов;
3. Каждый участник конфликта трансформирует свое состояние в зависимости от ситуации, которая сложилась и на которую осуществляет влияние противник.

В структуре конфликта можно выделить следующие основные понятия: участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, последствия конфликтных действий. Этапами конфликта являются:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
4. Развитие открытого конфликта
5. Разрешение конфликта.

Стратегии поведения в конфликтах и путях их решения

Стратегии поведения в конфликтах и путях их решенияРазумная постановка вопроса сводится не к полному избежания конфликтов, а к попытке научиться правильно решать конфликтные ситуации, делать их полезными, если это возможно.

Когда человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, свойственный Вам, учитывая при этом стиль других людей, а также природу самого конфликта.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Они описаны и широко используются в программах обучения управления делами, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен (метод разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килмен в 1972 году), Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль решенных конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73