Rushguide .RU

 

Педагогическая эргономика как отрасль педагогической науки

Педагогическая эргономика как отрасль педагогической наукиС целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что Ее интересует прежде всего функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой. Цель эргономики — изучить возможности и особенности человека в процессе трудовой деятельности в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, способствующих производительной, надежной, безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.

Проведенный анализ дает основания сделать вывод о статусе эргономики. Оперируя результатами, получаемыми в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.

Конкретизация предмета эргономических исследований обусловило разветвления этой науки на отдельные разделы: производственную эргономику, авиационную, космическую, медицинскую, педагогическую эргономику и т.д.

Саморегуляция человека

Саморегуляция человекаСледовательно, деятельность состоит из ряда действий относительно завершенных элементов деятельности, направленных на достижение промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть как внешними, выполняемых с помощью двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемых в уме. Под целью понимают образ конечного результата деятельности. Многие действия человека со временем становятся автоматическими, они называются звич-ками. Привычки бывают полезными (аккуратность, организованность) и вредными (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Если человек умеет управлять привычками, он может управлять своим поведением. Избавление от вредных привычек требует от человека определенных волевых усилий и выполнения ряда правил:

1. Сформулировать для себя твердое и бесповоротное решение — действовать в намеченных направлениях. Принятое решение сформулирует в головном мозге необходимый энергетический центр, который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.

2. Избегать условий, в которых проявляются старые привычки. Создать благоприятные условия для формирования новых, позитивных, привычек.

3. Не отступать от соблюдения новых навыков, пока они не закрепятся. Постоянная тренировка является самым главным условием для формирования новых привычек.

Каждая практическая деятельность человека имеет свои мотивы. Механизм управления мотивацией создается тогда, когда формируется сама личность с ее содержанием жизни. Без этого мотивы иметь неустойчивый, ситуационный, характер и поведение человека характеризоваться импульсивностью, непредвиденность и непоследовательностью.

Герменевтический опыт

Герменевтический опытГерменевтический опыт имеет дело с традицией. Традиция — вот что должно быть испытано в этом опыте. Однако традиция — не просто осуществления, которое мы учимся познавать путем опыта, над которым мы учимся господствовать, он является языком, то есть она сама говорит в нами вроде некоего «Ты». «Ты» — не предмет, оно само вступает с нами в отношения. Это вовсе не означал, что то, что переживается в традиции, понимается нами как взгляд другого, взгляд некоего «Ты». Мы придерживаемся скорее той точки зрения, что понимание традиции означает, что она понимает переданный ей текст не как жизненное обнаружения некоего «Ты», а как содержание, лишенный всякой связи с носителями взглядов, с «Я» или «Ты» . Однако их отношения и содержание того опыта, который имеет здесь место, могут помочь анализа герменевтичного опыта. Ведь и традиция также является настоящим партнером по коммуникации, партнером, с которым мы объединены наподобие того, как «Я» объединен с «Ты».

Понятно, что опыт «Ты» должен носить специфический характер, поскольку «Ты» не является предметом, а само вступает с нами в отношения. Поэтому выделенные нами структурные моменты опыта испытывают здесь определенные изменения. Поскольку сам предмет опыта имеет здесь персональный характер, поскольку подобный опыт суть моральный феномен, равно как и получаемое благодаря этому опыту знания, есть понимание другого. Рассмотрим, следовательно, те изменения, которые претерпевает структура опыта в том случае, если он является опытом «Ты» и герменевтических опытом.

Основные формы адаптации

Основные формы адаптацииАдаптирования идет одновременно на нескольких иерархических уровнях, каждый из которых может иметь собственную тенденцию и темпы. В связи с чем это явление различается на разных ступенях от биологического к социальному. Социальный степень возник в человеческом обществе и имеет более сложную структуру по сравнению с предшествующими ему биологическими формами. Это специфическое общественное явление, в основе которого лежит взаимодействие между общественным объектом и социальным объектом — условиями его общественного существования. Субъектом социальной адаптации является человек, личность как индивидуальное бытие социальных отношений. Как объект адаптации личности выступают социальные условия.

Анализ научно-педагогических, психологических исследований этой проблемы позволяет выделить понятия:

— Профессиональная адаптация в вузе — процесс приобщения личности к профессии, который выражается в приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для будущей профессии. Приспособление к структуре высшей школы, общему содержанию и отдельным компонентам учебного процесса;
— Дидактичную адаптация — приспособление студентов к новой для них системе обучения. Приспособление может проходить относительно быстро, так и относительно медленно. Оперативная адаптация зависит, во-первых, от тесного связи методов обучения между средней школой и вузом, во-вторых, от самостоятельности и творческого мышления, которые уже стали самостоятельными чертами личности, в третий раз, от полной зориентованости в профессии и устойчивого желания овладеть программой вуза;
— Социально-психологическая — приспособление к группе отношениям в ней, выработка личного стиля поведения [11, 62].

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73