Педагогическая эргономика как отрасль педагогической науки
С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что Ее интересует прежде всего функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой. Цель эргономики — изучить возможности и особенности человека в процессе трудовой деятельности в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, способствующих производительной, надежной, безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.
Проведенный анализ дает основания сделать вывод о статусе эргономики. Оперируя результатами, получаемыми в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.
Конкретизация предмета эргономических исследований обусловило разветвления этой науки на отдельные разделы: производственную эргономику, авиационную, космическую, медицинскую, педагогическую эргономику и т.д.