Педагогическая эргономика как отрасль педагогической науки
С целью исследования понятия и сущности эргономики как науки, на основе анализа научных работ Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. А. Крылова, Г. М. Зараковського , К. Маррела, В. Синглтон и др., сделан вывод, что эргономика относится к той же группе наук, что и инженерная психология и психология труда. Она в значительной степени использует схожие с ними методы исследования. Однако принципиальное отличие эргономики заключается в том, что Ее интересует прежде всего функциональная структура системы «человек — машина — среда», которая определяет положение и роль человека в системе, внутренние связи системы, взаимодействие со средой. Цель эргономики — изучить возможности и особенности человека в процессе трудовой деятельности в определенной рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, способствующих производительной, надежной, безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности.
Проведенный анализ дает основания сделать вывод о статусе эргономики. Оперируя результатами, получаемыми в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.
Конкретизация предмета эргономических исследований обусловило разветвления этой науки на отдельные разделы: производственную эргономику, авиационную, космическую, медицинскую, педагогическую эргономику и т.д.
Следовательно, деятельность состоит из ряда действий относительно завершенных элементов деятельности, направленных на достижение промежуточной осознаваемой цели. Действия могут быть как внешними, выполняемых с помощью двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренними, выполняемых в уме. Под целью понимают образ конечного результата деятельности. Многие действия человека со временем становятся автоматическими, они называются звич-ками. Привычки бывают полезными (аккуратность, организованность) и вредными (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Если человек умеет управлять привычками, он может управлять своим поведением. Избавление от вредных привычек требует от человека определенных волевых усилий и выполнения ряда правил:
Герменевтический опыт имеет дело с традицией. Традиция — вот что должно быть испытано в этом опыте. Однако традиция — не просто осуществления, которое мы учимся познавать путем опыта, над которым мы учимся господствовать, он является языком, то есть она сама говорит в нами вроде некоего «Ты». «Ты» — не предмет, оно само вступает с нами в отношения. Это вовсе не означал, что то, что переживается в традиции, понимается нами как взгляд другого, взгляд некоего «Ты». Мы придерживаемся скорее той точки зрения, что понимание традиции означает, что она понимает переданный ей текст не как жизненное обнаружения некоего «Ты», а как содержание, лишенный всякой связи с носителями взглядов, с «Я» или «Ты» . Однако их отношения и содержание того опыта, который имеет здесь место, могут помочь анализа герменевтичного опыта. Ведь и традиция также является настоящим партнером по коммуникации, партнером, с которым мы объединены наподобие того, как «Я» объединен с «Ты».
Адаптирования идет одновременно на нескольких иерархических уровнях, каждый из которых может иметь собственную тенденцию и темпы. В связи с чем это явление различается на разных ступенях от биологического к социальному. Социальный степень возник в человеческом обществе и имеет более сложную структуру по сравнению с предшествующими ему биологическими формами. Это специфическое общественное явление, в основе которого лежит взаимодействие между общественным объектом и социальным объектом — условиями его общественного существования. Субъектом социальной адаптации является человек, личность как индивидуальное бытие социальных отношений. Как объект адаптации личности выступают социальные условия.