Сущность и структура профессиональной ориентации
Чтобы выяснить суть и структуру профессиональной ориентации рассмотрим сначала историю возникновения необходимости профориентационной работы с населением, в частности на Украине.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первой профконсультационого бюро в Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему: определенных испытаний. Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Каждая наука и каждый учебный предмет оперирует определенным кругом присущим им понятий. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие существенные и отличительные (специфические) свойства и особенности определенных предметов или явлений действительности. Математические понятия отражают в нашем мышлении пространственные формы и количественные отношения действительности, абстрагируясь от реальных ситуаций.
Как было отмечено выше, на учебную деятельность студента влияют также тип и степень развитости внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, умение учиться, т.е. умение организовывать свою деятельность, в том числе и обучая. Поэтому выясним понятия и особенности основных психических процессов личности.
Учебная деятельность студентов является ведущей их деятельностью. Поэтому интеллектуальное развитие и профессиональное становление, хотя и не исключительно, но в основном, происходит в процессе учебной деятельности. Уже в первые недели обучения в вузе следует учить студентов учиться.