Психология студенческого возраста
В психологической литературе по проблемам периодизации возрастного развития (труды Э. Эриксона, Э. Шпрангер, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению границ, основных противоречий и новообразований студенческого возраста. Большинство исследователей ограничивают студенческий вик периодом от 18 до 23 лет, который отвечает зрелой юности и начале ранней взрослости.
В течение студенческого возраста личность достигает высокого уровня интеллектуального развития, обогащает ментальный опыт, впервые масштабно рассматривает свой внутренний мир, свою индивидуальность, формирует целостный Я-образ, самоопределяется в жизненных и профессиональных планах, осмысленно направляет свой взор в будущее, которое свидетельствует о переходе ее в этапа взрослости.
Различные признаки студенчества как особой социально-психологической, демографической группы, которой присущи специфические ценности, язык и нормы поведения, стиль, досуг, решительность в реализации замыслов, свидетельствует о присущей только ей социальной, психологической ситуации развития.
Профессиональные наклонности молодого человека как потребность в определенной деятельности начинают формироваться еще в школе. Поэтому в средних учебных заведениях должна проводиться профориентационная работа, которая в существенной мере определит общее содержание профессиональной направленности студентов.
Процесс адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе является очень сложным и многогранным.
Проблема формирования первого впечатления является очень актуальной, поскольку адекватные образы восприятия и представления о других людях, которые сложились в индивида, дают ему возможность действовать в определенных обстоятельствах целесообразно и с максимальной эффективностью. Изучение феномена первого впечатления происходит в рамках когнитивного подхода за рубежом и системного подхода в отечественной психологии социальной перцепции.