Rushguide .RU

 

Психология студенческого возраста

Психология студенческого возрастаВ психологической литературе по проблемам периодизации возрастного развития (труды Э. Эриксона, Э. Шпрангер, И. Кона, В. Слободчиков) прослеживаются различные подходы к выяснению границ, основных противоречий и новообразований студенческого возраста. Большинство исследователей ограничивают студенческий вик периодом от 18 до 23 лет, который отвечает зрелой юности и начале ранней взрослости.

В течение студенческого возраста личность достигает высокого уровня интеллектуального развития, обогащает ментальный опыт, впервые масштабно рассматривает свой внутренний мир, свою индивидуальность, формирует целостный Я-образ, самоопределяется в жизненных и профессиональных планах, осмысленно направляет свой взор в будущее, которое свидетельствует о переходе ее в этапа взрослости.

Различные признаки студенчества как особой социально-психологической, демографической группы, которой присущи специфические ценности, язык и нормы поведения, стиль, досуг, решительность в реализации замыслов, свидетельствует о присущей только ей социальной, психологической ситуации развития.

Профессиональные наклонности молодого человека

Профессиональные наклонности молодого человекаПрофессиональные наклонности молодого человека как потребность в определенной деятельности начинают формироваться еще в школе. Поэтому в средних учебных заведениях должна проводиться профориентационная работа, которая в существенной мере определит общее содержание профессиональной направленности студентов.

Одним из важнейших аспектов профессиональной адаптации является мотивационно-личностный, связанный с формированием позитивных учебных мотивов и личностных качеств будущего специалиста. Мотивы определяют характер и социально-психологической адаптации — место, которое занимает общение в деятельности студента, особенности его переживаний, связанных с его социальным статусом и т.д. [1, 17].

В развитии личности будущего специалиста особое значение имеет формирование позитивных мотивов и действующих целей, поскольку мотивы и цели являются важнейшими детерминантами деятельности.

Выделяют различные классы учебных мотивов студентов:

— широкие социальные, в которых отражается общественная значимость обучения;

— профессиональные, отражающие значимость учебной деятельности для овладения будущей профессией;

— познавательные, связанные с потребностью в новых знаниях, их нередко называют положительными, или внутренними мотивами, поскольку они непосредственно связаны с содержанием учебной деятельности.

Процесс адаптации первокурсников

Процесс адаптации первокурсниковПроцесс адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе является очень сложным и многогранным.

-Белорусский педагог Н. А. Березовин рассматривает адаптацию как «комплексный динамический процесс», обусловленный взаимодействием психологических, социальных и биологических факторов.

Психологическая адаптация студентов в учебный процесс в вузе включает целый ряд аспектов, за которыми стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам на начальном этапе обучения в вузе. Можно четко выделить три главных аспекта адаптации первокурсника:

1) дидактический, связанный с приспособлением к новой дидактической ситуации, которая отличается от школьной формами и методами организации учебного процесса. Эта новизна и связанные с ней трудности создают своего рода дидактический барьер, который надо преодолеть. Главной трудностью данного аспекта является рост объема и сложности учебного материала, увеличение удельного веса самостоятельной работы, а также неумение работать самостоятельно, планировать и распределять свое время и прочее;

Проблема формирования первого впечатления

Проблема формирования первого впечатленияПроблема формирования первого впечатления является очень актуальной, поскольку адекватные образы восприятия и представления о других людях, которые сложились в индивида, дают ему возможность действовать в определенных обстоятельствах целесообразно и с максимальной эффективностью. Изучение феномена первого впечатления происходит в рамках когнитивного подхода за рубежом и системного подхода в отечественной психологии социальной перцепции.

На процесс построения социально-перцептивного образа незнакомого человека влияет ряд факторов. Во-первых, это реальная ситуация взаимодействия, в которой происходит формирование первого впечатления. Во-вторых, это особенности наблюдаемого: его оригинальность, особенности поведения, когнитивная открытость, соответствие определенным социальным ожиданиям. В-третьих, особенности перцепиента: его стереотипы, ценностно-мотивационная ориентация, содержание «образа Я», когнитивная сложность личности, уровень социального интеллекта, эмоциональное состояние. Эти факторы обуславливают как содержание образа, так и его структуру. Выясняются факторы, влияющие на содержание и структуру первого впечатления, особое место среди которых занимают факторы превосходства, привлекательности и отношения к партнеру. Подчеркивается значимость пола для процесса построения образа незнакомого человека.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73