Специфика основ обучения устной иноязычной речи
Привлечение данных коммуникативной лингвистики, психолингвистики позволяют сформулировать конечную цель обучения устной речи (УМ) таким образом: формировать у студентов навыки и умение создавать самостоятельные высказывания в процессе иноязычного общения. Для того чтобы определить, каких характеристик УМ следует учить студентов педагогических ВЗО, необходимо учитывать специфику таких вузов. От знания психологических характеристик личности студента, в том числе его возрастных особенностей, а также от знания психических закономерностей процесса усвоения материала в определенном возрастном периоде зависит и организация обучения, и выбор методов и приемов, адекватных учебной деятельности, которая рассматривается.
Специфика студенческого возраста состоит именно в том, что он является этапом, когда происходит качественный скачок во владении устной речью — преобладают природно-мотивированные формы речевого поведения, развиваются такие сложные ее формы как беседа, диспут, дискуссия. УМ в новых условиях его использования представляет большие трудности для студентов. В естественный ситуации общения, роль которой увеличивается в этот период обучения, студеные; находящегося в экстремальных условиях общения — дефицит времени, спонтанность вещания — не умеет направлено логично и последовательно распределять свое внимание между содержанием и языковыми средствами его оформления.
Определяя потребности как начало деятельности, большинство ученых рассматривает общение в соотношении с деятельностью, но подходит к этому по-разному: общение и деятельность — две равнозначные категории бытия человека (Б. Ф. Ломов, Л. П. Буева); общение является одним из проявлений деятельности (Г. М. Андреева); общения является особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, МЛ.Лисина, Р. С. Немов). Во многих работах общения определяется как особый специфический вид деятельности, на самом деле адекватно коммуникативной деятельности.
Как отмечает Бабенков С.И., культура речи современных подростков постоянно находится под влиянием социальных перемен, как позитивных, так и негативных, произошедших в нашей стране особенно в последние десятилетия.
Многие ученые (Robert Lado, Harry Hoijer, Edward Sapir, Л. И. Олейник, Ажнюк Б., Зоривчак Р.П., Влахов С. Флорин С.) отличают явление культуры и дают нам возможность осознать важность взаимосвязи культуры и языка.