Rushguide .RU

 

Проблема эмоциональной культуры

Проблема эмоциональной культурыПроблема эмоциональной культуры человека является одной из наиболее актуальных в психологии. Особое значение она приобретает на этапе реформирования системы образования Украины.

Модернизация системы образования обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, это приведение системы образования в соответствие с рыночными преобразованиями общества. Во-вторых, согласование отечественной системы образования по принятым в Европе и мире образовательными стандартами. На сегодня эти два аспекта соединились в один вопрос, стало острой проблемой не только для системы образования, но и для развития Украины в целом.

В то время, когда уровень культуры в обществе вообще и в педагогической среде частности, достаточно низкий, возникает вопрос воспитания и формирования новой личности, которая бы имела высокий уровень эмоциональной культуры, как составляющей общей культуры личности. Ведь «культура — это совокупность практических, материальных и духовных достижений общества … это сфера духовной жизни общества, охватывающая систему воспитания, образования, духовного творчества, а также учреждения и организации, обеспечивающие их функционирование (школы, вузы и т.д.).»

Индивидуальные стили деятельности

Индивидуальные стили деятельностиВ советской психологии наибольшее распространение получили исследования индивидуального стиля деятельности. Это объясняется деятельностного подхода в советской психологической науке, основателем которого был А. Н. Леонтьев. Поэтому не случайно, что в конце 60-х гг В качестве предмета исследования стилевой характеристики было понятие «индивидуального стиля деятельности». Понятие «индивидуальный стиль деятельности» ввел известный советский психолог Е. А. Климов.

Индивидуальный стиль деятельности — это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, которые формируются и проявляются в ее деятельности.

Исследование индивидуального стиля деятельности составило целую научную течение, основателем и теоретиком которой стал В. С. Мерлин. Размышляя над природой стиля как личностного конструкта, ученый пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевых характеристик. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности, как условия формирования стиля. По мнению ученого выполнения любой деятельности человеком оставляет ей возможность проявить собственную индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств для их достижения и реализации самой деятельности. Поэтому «стиль возникает там, где есть свобода самовыражения».

Пятая основание для классификации

Пятая основание для классификацииПятая основание для классификации — особенности построения классификации на ее основе выделяется когнитивный стиль «обобщенность категорий» с параметрами — «глобальное-специфическое.

Понятие «глобальное-специфическое» было введено Р. Гарднером, известный американский психолог. Обобщенность категорий отражает детальность катетеризации и описывается как широкий или узкий «диапазон эквивалентности». Индивиды характеризуются спектром эквивалентности, если разделяют знакомые объекты на большее число групп малого объема, соответственно индивиды характеризуются широким спектром эквивалентности, если создают меньшее количество групп большего объема.

Преимущество большей или меньшей обобщенности категорий наблюдается в понимании значений слов и в оперировании понятиями, в феномене константности формы, величины и освещенности, а также в способности отличать людей друг от друга в процессе восприятия и дифференцированно оценивать их.

Шестая основание для классификации — концептуализация, которая описывается параметрами «абстрактность-конкретность». Рассматривается как равные концептуальной дифференциации.

Когнитивный направление изучения стилевых феноменов

Когнитивный направление изучения стилевых феноменовИстории психологии известно четыре направления изучения стилевых феноменов: «когнитивные стили, стили лидерства и руководства, индивидуальные стили деятельности, стиля жизни …» Предпосылками изучения стилевых феноменов стали представления А. Адлера, основателя индивидуальной психологии Именно его считают основоположником одного из направлений изучения — когнитивных стилей.

Понятие «стиль» было использовано А. Адлером для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности.

Индивидуальные деформации в организме и психике, а также дефекты социальных взаимоотношений ребенка в семье и вне ее создают условия для постоянного возникновения угрозы заниженной или негативной социальной оценки.

Поэтому с раннего детства создается особая индивидуальная стратегия и тактика поведения, с помощью которой человек защищается от осознания свои неполноценности и пытается добиться доминирования. А. Адлер обращается к понятию стиль как к «характеристики системы целей, которые ставит перед собой человек, защищая свою социальную полноценность».

Стиль жизни индивид не создает, но стиль формируется, благодаря свойствам организма и социальным условиям.

Начиная с Г. Олпорт, понятие «стиль» применяется для решения совершенно иной проблемы, для объяснения единого личностного источника багатообразности функциональных психических проявлений.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73