Искажение внутренней картины здоровья
Искажение самосознания, что, как правило, влияет на отношение к здоровью, может обусловливаться личностными расстройствами у ребенка, или изменениями когнитивных процессов, связанных с расстройствами центральной нервной системы. Часть взаимоотношений ребенка с окружением остается неосознанной. Эти неосознанные взаимоотношения могут лечь в основу непонятных страхов, опасений, предчувствий, примет, предрассудки (А. Е. Личко, 1978). В свою очередь, все они могут искажать самосознание и отношение ребенка к своему здоровью.
Оценивая внутреннюю картину здоровья, следует помнить, что она может быть неполной или искаженной не только из-за слишком юный возраст ребенка, но и потому, что дети при определенных условиях обнаруживаются или не способными или не желающими раскрывать ощущение своего физического состояния. Такая ситуация может возникнуть вследствие искажения самосознания, что может быть связано со своеобразной структурой личности ребенка. В результате может возникнуть нестабильность образа «Я» и самооценки, искажения образа физического «Я», зависимость самооценки от ожидаемой оценки (Д. Н. Исаев, 1985). Причиной такого искажения нередко становятся переживания раннего детства. Неадекватности в удовлетворении физиологических и социальных потребностей малыша, а также разного рода фрустрации «3 тяжело переживаются ребенком и негативно влияют на формирование его личности.
Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотношении их с предметами окружающего мира или в результате отношение, которое реализуется в акте оценки. Система ценностей социального субъекта могут составлять сущностно-житейские представления о добре и зле, счастье, цели и сущности жизни и универсальные:
Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредуется и регулируется психическими отражениями реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели, условия его деятельности, должно быть так или иначе им воспринято, представлений, разумеется, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самого себя — к его состояния, свойств, особенностей.
Одной из актуальных проблем современной психологической науки является проблема ценностных ориентаций молодежи. Эта тема достаточно сложная, включает исследования ряда аспектов, а именно: возрастные психологические особенности молодежи, социологические проблемы образования и воспитания, влияние коллектива, семьи и прочее.