Rushguide .RU

 

Выявление свойств личности в деятельности студентов

Выявление свойств личности в деятельности студентовВ управлении деятельности студента важную роль играет обращен связь, всестороннее и глубокое понимание воспитателями ее хода и результатов. Чаще всего связь содержит информацию об успеваемости студентов, их общественную деятельность, культуру поведения. Гораздо меньше в ней выявлении знания направленности, темперамента, характера, способностей, психических процессов и состояний студентов как психологических предпосылок эффективности их деятельности. В то же время изучение этих предпосылок, учета их роли в деятельности студентов в значительной степени определяют учебно-воспитательную работу в вузе.

Направленность — один из важных свойств личности студента. Она выражается в целях и мотивах его поведения, потребностях, интересах, идеалах, установках, убеждениях. Анализ деятельности студента помогает раскрыть то, к чему он стремится, почему и во имя чего он этого хочет — словом, помогает раскрыть механизм целенаправленности его многогранной деятельности. Направленность может носить общественный характер, является неустойчивой (полностью зависит от ситуации) или стойкой (определить линию поведения. Стремление студентов к успешного овладения вузовской программой, устойчивая направленность применять свои знания, способности и опыт на пользу обществу, показать себя в будущем творческим специалистом — важный индивидуально-психологическая предпосылка успеха и эффективности его деятельности в вузе.

Общая характеристика деятельности студентов

Общая характеристика деятельности студентовДеятельность студентов является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, особенности прохождения психических процессов, выявлению мотивации, состояния личности и коллектива, по осуществлению управления и руководства. Выявление психологического содержания и структуры студенческой деятельности — одна из главных задач психологии высшей школы.

Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное значение — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с соответствующим образованием и воспитанием.

С развитием общества меняются цели, способы, результаты и предмет деятельности студентов: меняется система знаний, навыков, умений, изменяются средства обучения, повышается роль профессиональной культуры, самообразования на протяжении, всей жизни и т.д. В деятельности студента все большую роль будет играть самостоятельная работа, участие в научных исследованиях, выполнении профессиональных задач, общении с преподавателями той профессии, до вступления которой он готовится в вузе. Данные исследования показывают, что основными целью и мотивами студентов вуза являются: быть полезными Родине, стать хорошим специалистом, хорошо учиться, участвовать в общественной работе, достичь определенных результатов в спорте и т.д. Мотивация студентов в процессе обучения повышается по своему уровню, они все настойчивее реализуют цель — успешно подготовиться к будущей трудовой деятельности, выработать в себе качества, необходимые специалисту. Но встречаются случаи, когда мотивами деятельности студентов выступает лишь желание учиться, получить образование.

Социально-экономические проблемы

Социально-экономические проблемыНа высшие места в шкале ценностных ориентаций поднимаются ценности «заработок» и «служебная карьера». Причем 75% студентов выпускных курсов и 90% первых, уверены, что именно заработок и карьера определяют положение человека в обществе. Но ценность труда как пути достижения высокого положения в обществе, признают лишь 41,6% студентов-старшекурсников и 26,3% первокурсников.

Социально-экономические, политические проблемы, существующие в украинском обществе, определенный кризис системы ценностных ориентаций, которые проявляются в деформации общественного сознания, формируют у некоторых представителей студенческой молодежи желание жить и работать за границей. 32% респондентов указали, что хотели бы поехать за границу на некоторое время, чтобы заработать денег (для сравнения -24% студентов петербургских вузов в качестве мотива получения образования также назвали работу за рубежом), 17% хотели бы там учиться, каждый пятый (21%) мечтает о туристическую поездку за границу. Но наверное больше всего, что должно беспокоить не только преподавательский состав, работающий со студенческой молодежью, но и правительственные круги — это то, что каждый четвертый студент (23%) стремится навсегда покинуть Украину. Нетрудно предсказать, какое будущее может ожидать страну, которую будут массово покидать лучшие представители студенческой молодежи.

Студенты разных регионов бывшего СССР по-разному относятся к такой ценности как здоровье. Так, по мнению некоторых исследователей, среди украинского студенчества эта ценность занимает чуть ли не доминирующее положение (притом, что еще 20 лет назад у пенсионеров она занимала лишь четвертое место среди терминальных ценностей).

Ценностные ориентации

Ценностные ориентацииЧтобы рассматривать ценностные ориентации молодежи, необходимо представлять себе, что же такое молодежь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому существует необходимость в анализе индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, имеющих влияние на человека.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовский: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивают, а в более зрелом возрасте уже усвоили, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции , в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до тридцати лет «. Позднее более полное определение было дано И. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного уклада, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации «.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73