Возрастные особенности развития личности студента
Попробуем определить особенности и закономерности развития личности возрастного периода, приходится на годы учебы в вузе.
По Дж.Бирреном — одним из исследователей процесса старения человека
Ранняя зрелость длится от 17 до 25 лет
Зрелость 25 — 50 лет
Поздняя зрелость 50-75 лет
Старость 75 и более лет
По классификации Д. Б. Бромлей человеческая жизнь рассматривается как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Цикл взрослости состоит из четырех стадий:
Ранняя взрослость 21-25 лет
Средняя взрослость 25-40 лет
Поздняя взрослость 40-55 лет
Предпенсионный возраст 55-65 лет является переходным к старению.
Особенностью личностного развития является то, что за Л. С. Выготским его можно отнести к непреформованого, т. е. конечные формы которого не являются определенными, а лишь заданы теми образцами, которые существуют в обществе. Поэтому, попытки определить объективные критерии развития личности сталкиваются с вполне понятными осложнениями. В психологии есть несколько понятий, которые непосредственно связаны с этим и могут помочь прояснить. Это понятие зрелости, самоактуализации и самореализации.
На сегодня существует 48 относительно самостоятельных теорий личности (по Р. С. Немов), и, соответственно, понимания того, каким образом происходит ее развитие. Условно среди теорий личности могут быть выделены психодинамические, социодинамични, интеракциониськи, экспериментальные, и не экспериментальные, структурные и динамические. Толкование самого понятия «личность» отличается разнообразием и приобретает не только научного, но и метафорического характера.
Для молодежи, которая приобретает соответствующую профессию, важнейшей является профессиональная ориентированность. Для содержания профессиональной ориентации важным является понимание того, что источником ее интенсивного развития является наличие активности в том виде деятельности, где личность обретает свой собственный проявление.