Рост социальной зрелости личности студентов
Рост социальной зрелости личности студентов в процессе профессионального обучения в высшем учебном заведении осуществляется в прямой зависимости от роста активности самостоятельности студентов во внеучебное познавательной деятельности, которая становится для них осознанием сочетание требований общества, меры индивидуальной свободы и объективных обстоятельств. Эта ситуация является одним из условий целенаправленного воздействия на процесс формирования социальной зрелости личности студентов.
Проявив активность в познавательной деятельности и творчески в ней самореализоваться можно только на основе осознания своей неповторимости и умение применять ее.
Для студентов, которые проявляют творческую познавательную активность, присущ индивидуальный стиль деятельности, что способствует формированию в профессиональном обучении и при его содействии более высокого уровня социальной зрелости личности.
Уровень развития социальной зрелости студента нельзя рассматривать как пассивный объект, отражающий внешние воздействия. Любое развитие целостной личности испытывает влияние объективных и субъективных факторов. Психолого-педагогические исследования доказывают, что в развитии социальной зрелости влияния внешних факторов как положительных так и отрицательных, получают свою значимость не сами по себе, а в связи с собственной личностной позицией студента, его субъективным отношением к деятельности, а также практической реализацией этих отношений в его действиях и поступках.
Личность студента — это сложное социальное явление. Целостность личности достигается за счет гармоничного развития его составляющих. Способность у студента более — менее досконально выполнять свои основные социальные функции зависит от целостности его личности. «Социальная зрелость — система качественного развития личности студента как целого, элементами которой является социальная активность, социальное самоопределение и социальная ответственность».
Вопросы профессионального самоопределения и самоактуализации возникает тогда, когда центральное место во взаимодействии «человек-профессия» принадлежит, бесспорно, самому человеку. В психолого-педагогической литературе проблема профессионального самоопределения тесно связана с проблемой активности молодого человека (в нашем случае выпускника школы) в условиях выбора будущей профессии. «Выбор профессии — это процесс принятия молодым человеком решения в отношении получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда…»