Условия, при которых работал Шлейермахер
Условия, при которых работал Шлейермахер: интерпретация Винкельмана произведений искусства, конгениальные проникновения Гердера удушу эпох и народов, а также работающая под углом зрения новых эстетических позиций филология Гейне, Фридрих Август Вольф с его учениками, среди которых Гайндорф был в близком общении со Шлейермахером на почве плато-новский штудий, — все это соединилось в нем с умением немецкой трансцендентальной философии выявлять по данному в сознании творческие силы, что, действуя объединяющим образом и не сознавая самих себя, образуют у нас целостную форму мира. Именно из сочетания этих двух моментов и возникло свойственное этому мыслить искусство интерпретации вместе с определенным обоснованием научной герменевтики.
До того времени герменевтика в лучшем случае представляла собой систему правил, составляющие которой — отдельные правила-содержались вместе ради достижения цели общезначимых интерпретации, ей были присущи функции, которые взаимодействовали в этом процессе интерпретации как отдельно взятые грамматическое, исторической, эстетико-риторический и предметно -действенное (sachliche) истолкование.
Истолкование поэтов согласно всем правилам искусства (hermeneia) развивалось в Греции из потребностей обучения. Остроумная игра с толкованием и критикой Гомера и других поэтов в эпоху греческого Просвещения была любимым занятием повсеместно, где только разговаривали на греческом языке. Более прочная основа появилась тогда когда за софистов и в школах ораторского искусства это истолкование столкнулось с риторикой. Ведь в нем относительно красноречия закладывалось всеобщее учение о литературную композицию.
В предыдущей работе я рассмотрел изображения индивидуации в человеческом мире, как оно создается искусством, особенно поэзией. Теперь же перед нами стоит вопрос научного познания отдельных лиц и даже больших форм единичного человеческого бытия вообще. Возможно ли такое знание и какие средства мы имеем для его достижения?