Темпоральность
Темпоральность как одна из определяющих черт нелинейного мира как такового, в котором происходит самоорганизация. Философское подоплеку и культурные основания такого взгляда на мир.
Илья Пригожин считал, что самые важные изменения современной научной революции связанные со снятием предыдущих ограничений в научном понимании времени. Это произошло благодаря обращению точного естествознания, физики и химии, к теме становления. Нелинейный мир включает в себя становления и поэтому приобретает черты темпоральности, то есть рис необратимости и скоротечности процессов и явлений. Самоорганизация при этом рассматривается как спонтанный процесс становления целостных сложных систем.
Мэри заключенная в черно-белой комнате, обученная благодаря черно-белым книгам и лекциям, транслируемых по черно-белому телевизору. Таким образом она изучает все, что можно знать о физической природе мира. Она знает все физические факты о нас и нашей окружающей среде, «физические» в широком смысле слова, включающей все знания завершенных физики, химии и нейрофизиологии, а также все, что можно знать о причинные связи и отношения между фактами, конечно, включая функциональные роли. Если физикализм является истинным, она знает все, что только можно знать. Предположить же иначе означает предположить, что можно знать нечто большее, чем каждый физический факт, но именно это физикализм отрицает.
Филология, как справедливо говорит Бек, является «познанием вырабатываемой человеческим духом» ( «Энциклопедия», 10). Он добавляет парадоксальное: «то есть познанного»: таким образом, эта парадоксальность основывается на ошибочном предположении, что опознано и создано одно и то же. В действительности взаимодействие всех духовных сил в творчестве больше, чем познания является в поэзии или послании Павла.
С отдельного — целое, по целому же вновь отдельное. И сама целостность произведения требует дальнейшего приближения к индивидуальности < создателя>, к литературе, с которой она связана. Сравнительная процедура позволяет мне, наконец, сначала каждый отдельное произведение, даже каждое отдельное предложение понять глубже, чем я его понимал раньше. Так из целого — понимание, зато целое, наоборот, с отдельного.