Многообразие форм
 Конец ХХ — начало XXI в. демонстрирует своеобразную ситуацию в познании такого сложного и многомерного феномена, как живет. Если в 70-х годах прошлого столиття1 центральной методологической проблемой биологии было построение целостной теоретической биологии, которая должна была воссоздать сущность живого, то в начале XXI в. оказывается необходимость формирования синтетического философского образа живого, учитывающий специфику существования человека и его мира, то есть мира социокультурного и цивилизационного бытия.
Конец ХХ — начало XXI в. демонстрирует своеобразную ситуацию в познании такого сложного и многомерного феномена, как живет. Если в 70-х годах прошлого столиття1 центральной методологической проблемой биологии было построение целостной теоретической биологии, которая должна была воссоздать сущность живого, то в начале XXI в. оказывается необходимость формирования синтетического философского образа живого, учитывающий специфику существования человека и его мира, то есть мира социокультурного и цивилизационного бытия.
Именно на этом пути есть возможность нахождения решения противоречий между материальными потребностями телесной организации человека и духовной сферой бытия, выяснение места и роли телесной организации человека в его становлении как личности, выявление биоприродних основ.
 
 Этические проблемы возникают в связи с тем, что биотехнологии, в принципе, не имеют границ, — для решения исследовательских задач возможны любые манипуляции. Например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень близок к генома человека. В генетике сейчас возникает следующий вопрос — можно погружать гены свиньи в человека. В этом контексте возникает вопрос, что такое человек в биологическом смысле, отличается ли она от животных лишь количеством генов? Понятно, что нет. Как мы знаем, много факторов в жизни происходит хаотическим образом. Перемещая гены, человек не может быть уверенной, что контролирует изменения.
Этические проблемы возникают в связи с тем, что биотехнологии, в принципе, не имеют границ, — для решения исследовательских задач возможны любые манипуляции. Например, геном животных, особенно свиней и мышей, очень близок к генома человека. В генетике сейчас возникает следующий вопрос — можно погружать гены свиньи в человека. В этом контексте возникает вопрос, что такое человек в биологическом смысле, отличается ли она от животных лишь количеством генов? Понятно, что нет. Как мы знаем, много факторов в жизни происходит хаотическим образом. Перемещая гены, человек не может быть уверенной, что контролирует изменения. Фантастические успехи новейших биотехнологий. проявившиеся во второй половине и особенно в конце XX века, породили целый спектр мировоззренчески-этических проблем. Безграничные технологические возможности человека, который использует. методы генной инженерии, клонирования, требуют новой определенности общества в плане отношения к человеку как естественной и социокультурной ценности. Возникают проблемы моральных регулятивив, «стандартов», которые позволяют или запрещают определенные вмешательства в человеческое биологическое. Вообще конструирования живого методами новейшей биотехнологии порождает вопросы нравственного и мировоззренческого характера.
Фантастические успехи новейших биотехнологий. проявившиеся во второй половине и особенно в конце XX века, породили целый спектр мировоззренчески-этических проблем. Безграничные технологические возможности человека, который использует. методы генной инженерии, клонирования, требуют новой определенности общества в плане отношения к человеку как естественной и социокультурной ценности. Возникают проблемы моральных регулятивив, «стандартов», которые позволяют или запрещают определенные вмешательства в человеческое биологическое. Вообще конструирования живого методами новейшей биотехнологии порождает вопросы нравственного и мировоззренческого характера. Общество и природа как синергетические подсистемы объективной реальности. Природа — условие бытия общества. Его сущность и основные характеристики. Единство материального и духовного. Понятие общественных отношений, их первичный и вторичный уровне. Базис и надстройка. Феномен социального. Культура как концентрированное выражение достижений общества. Проблема построения теоретической модели общества (натурализм, идеализм, материализм).
Общество и природа как синергетические подсистемы объективной реальности. Природа — условие бытия общества. Его сущность и основные характеристики. Единство материального и духовного. Понятие общественных отношений, их первичный и вторичный уровне. Базис и надстройка. Феномен социального. Культура как концентрированное выражение достижений общества. Проблема построения теоретической модели общества (натурализм, идеализм, материализм).