Гендерно-перцептивные различия формирования первого впечатления у студенческой молодежи
В данном разделе мы приведем результаты опроса, проведенного среди студентов нескольких вузов, целью которого было выявление и изучение особенностей восприятия человека человеком.
Всем испытуемым предлагалась авторская методика, которая проводилась в два этапа. При первом опросе респондентам предлагалось охарактеризовать с помощью указанных признаков себя и представление об идеале мужчины и женщины. При втором опросе студентам предлагалось просмотреть видеосюжет и описать с помощью тех же характеристик человека, которого они увидели. Сначала демонстрировался первый сюжет, где героем был человек. Сюжет был построен таким образом, чтобы нивелировать личностную информацию о человеке, которая снималась. Она выполняла четыре действия, каждую течение одной минуты: писала за партой (реципиенты могли видеть верхнюю часть фигуры), ходила по аудитории, затем садилась на стул (исследуемые видели человека в полный рост), затем человек в течение минуты читала текст (из учебника по психологии , съемка велась таким образом, чтобы можно было увидеть и человека в полный рост и приближен лицо), в течение последней минуты человек рассказывал о погоде (в этом случае был свободный текст, поэтому могли проявляться определенные индивидуальные характеристики).
Формирование первого впечатления у студентов проходит в рамках нескольких выдающихся категорий, одной из них выступает социально-психологический конструкт маскулинности / фемининности, который реализуется через определенные поведенческие модели, стратегии взаимодействия, способы интерпретации окружающего мира. В данном разделе мы рассмотрим особенности репрезентации маскулинности / фемининности (как тендерной идентичности субъекта) во внешнем облике человека. С одной стороны, она выступает средством диагностики тендерной идентичности человека, с другой, отражает культурно заданы эталоны внешности маскулинного и фемининных типов. Как уже отмечалось, исследуя человека в качестве объекта познания ученые отмечают половые различия лиц, которые воспринимаются и познаются. Поэтому накоплено немало фактов о проявлениях тендерных различий в поведении людей.
Еще один специфический механизм восприятия другого человека, который актуализируется при построении первого впечатления у студентов, — внутригрупповой фаворитизм. Он проявляется в содействии «поведения, восприятии и оценочных суждениях членов собственной группы в противовес членам какой-то другой группы». А так как самый первый признак, по которому человек относит себя к определенной группе — это пол, то этот механизм при оценке субъекта общение играет действительно важную роль и влияет на результаты этого процесса.
Первое впечатление всегда зависит от индивидуальных особенностей личности, которая осуществляет восприятие. Формирование образа незнакомого человека опосредованное внутренним миром, системой отношений перцепиента. Если на содержание первое впечатление влияет своеобразие объекта восприятия, то форма, полнота, характер оценки зависит от индивидуально-психологических характеристик наблюдателя.