Rushguide .RU

 

Гендерно-перцептивные различия формирования первого впечатления у студенческой молодежи

Гендерно-перцептивные различия формирования первого впечатления у студенческой молодежиВ данном разделе мы приведем результаты опроса, проведенного среди студентов нескольких вузов, целью которого было выявление и изучение особенностей восприятия человека человеком.

Всем испытуемым предлагалась авторская методика, которая проводилась в два этапа. При первом опросе респондентам предлагалось охарактеризовать с помощью указанных признаков себя и представление об идеале мужчины и женщины. При втором опросе студентам предлагалось просмотреть видеосюжет и описать с помощью тех же характеристик человека, которого они увидели. Сначала демонстрировался первый сюжет, где героем был человек. Сюжет был построен таким образом, чтобы нивелировать личностную информацию о человеке, которая снималась. Она выполняла четыре действия, каждую течение одной минуты: писала за партой (реципиенты могли видеть верхнюю часть фигуры), ходила по аудитории, затем садилась на стул (исследуемые видели человека в полный рост), затем человек в течение минуты читала текст (из учебника по психологии , съемка велась таким образом, чтобы можно было увидеть и человека в полный рост и приближен лицо), в течение последней минуты человек рассказывал о погоде (в этом случае был свободный текст, поэтому могли проявляться определенные индивидуальные характеристики).

Влияние тендерных характеристик объекта восприятия на построение первые впечатления у студентов

Влияние тендерных характеристик объекта восприятия на построение первые впечатления у студентовФормирование первого впечатления у студентов проходит в рамках нескольких выдающихся категорий, одной из них выступает социально-психологический конструкт маскулинности / фемининности, который реализуется через определенные поведенческие модели, стратегии взаимодействия, способы интерпретации окружающего мира. В данном разделе мы рассмотрим особенности репрезентации маскулинности / фемининности (как тендерной идентичности субъекта) во внешнем облике человека. С одной стороны, она выступает средством диагностики тендерной идентичности человека, с другой, отражает культурно заданы эталоны внешности маскулинного и фемининных типов. Как уже отмечалось, исследуя человека в качестве объекта познания ученые отмечают половые различия лиц, которые воспринимаются и познаются. Поэтому накоплено немало фактов о проявлениях тендерных различий в поведении людей.

Биологический пол — это первая категория, которая определяется в ходе построения первого впечатления, поскольку она выступает одним из главных факторов при отнесении объекта восприятия в определенных социальных категорий. Бессознательные механизмы тендерного распознавания по внешним признакам позволяют в течение 0,01 сек. определить пол партнера по взаимодействию. Причем представители своего пола распознаются быстрее, чем противоположного, а категоризация женщин происходит быстрее, чем отнесение к определенной категории мужчин. Идентификация пола происходит в первую очередь по лицу, а также на основе таких характеристик как размер и форма тела, паттерн ходы, голос. Дополнительными признаками, которые облегчают половую распознавания и подкрепляются социальными стереотипами, выступают одежда и косметика. Лицо воспринимается не компонентная, когда кодификуються отдельные его элементы, а прототипов, где доминирует холистический тип восприятия. Существует единый образ лица, его прототип, в котором информация о пространственные связи и компоненты включена в Холистическая репрезентацию. Установлено, что эта структура имеет разную смысловую нагрузку у мужчин и женщин. Одним из важных признаков при определении пола выступает форма бровей и контуры лица.

Механизм восприятия другого человека

Механизм восприятия другого человекаЕще один специфический механизм восприятия другого человека, который актуализируется при построении первого впечатления у студентов, — внутригрупповой фаворитизм. Он проявляется в содействии «поведения, восприятии и оценочных суждениях членов собственной группы в противовес членам какой-то другой группы». А так как самый первый признак, по которому человек относит себя к определенной группе — это пол, то этот механизм при оценке субъекта общение играет действительно важную роль и влияет на результаты этого процесса.

В исследованиях В.С. Агеева и И.В. Солодовников оказались значительные различия функционирования этого механизма в зависимости от пола «оценщиков» и «объектов оценки». Мужские диады придерживались стратегии «справедливости» при сравнении друг с другом, но проявляли уступчивость при оценке работы женских Диад. Совсем иная картина наблюдалась в диаде, которые составляли женщины. Они также были бесстрастные при сравнении себя с другой женской диады, но проявляли максимальный показатель.

Особенности социально-перцептивных процессов в различных половых группах при построении студентом образа незнакомого человека

Особенности социально-перцептивных процессов в различных половых группах при построении студентом образа незнакомого человекаПервое впечатление всегда зависит от индивидуальных особенностей личности, которая осуществляет восприятие. Формирование образа незнакомого человека опосредованное внутренним миром, системой отношений перцепиента. Если на содержание первое впечатление влияет своеобразие объекта восприятия, то форма, полнота, характер оценки зависит от индивидуально-психологических характеристик наблюдателя.

Выявление влияния тендерных характеристик субъекта общения на построение первые впечатления выступает сложной задачей. Во-первых, биологическая и психологическая пол является своеобразным фильтром, опосредует действие других механизмов построения первые впечатления. Во-вторых, выясняя специфику социально-перцептивных особенностей мужчин и женщин, исследователи сталкиваются с проблемой сравнения и оценки, носит идеологический характер. Тендерная специфика проявления перцептивных механизмов почти не выяснена, относительно других параметров-когнитивный стиль, социальный интеллект, содержание образа «Я» — существуют противоречивые данные.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73