Современный подход к человеку как системы
Как уже отмечалось, объектом изучения валеологии является здоровый человек и человек, находится в состоянии предболезни, предметом изучения — его здоровья. Для исследования здоровья, необходимо понять феномен человека, принципы ее организации. Однако целостного, системного понимания природы человека до последнего времени не могла дать медицинская наука, является односторонне ориентированной на исследование преимущественно физического тела. Однако наряду с этим, целостный, системный подход к человеку разрабатывался еще на заре цивилизации. Эти знания при современном их чтении расширяют и углубляют научную концепцию о мире и человеке, его развитие и дополняют системное представление о человеке.
На сегодня наукой осуществляется перевод древних истины на язык современности, взяв за основу научные достижения, прежде всего, квантовой физики, нейрофизикы и психологии. Исследования последних двух десятилетий в которые вошли голограмму принцип построения Вселенной, голограмму модель сознания человека, представление о человеке как носителе всей информации Вселенной, (таких ученых как К. Прибрам, Д. Бом, И. Пригожин, Р. Шелдрейк, В. Вульф т.д. ), позволяют приблизиться к пониманию человека как микрокосма. Согласно этих взглядов человек находясь в информационно-энергетических потоках, имеет собственное силовое поле, которое является ответственным за самореализацию индивиду как системы. Мысли человека рассматриваются как живые голограммы с формообразующих функцией, а развитие сознания как развитие которое подчиняется общему закону Вселенной. Найдено внутриклеточный субстрат, который принимает, фиксирует и воспроизводит информацию. Это элементы цитоскелета — микроканалов. Поскольку микроканалов имеют все клетки организма, этот факт расширяет представления о путях передачи информации и характер информационных воздействий на человека.
Валеологическая культура является неотъемлемым элементом профессиональной компетентности учителя.
По взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивных аспект — восприятие друг другом участниками общения. Перцепция — это синоним слова восприятия. В данном случае нас интересует социальная перцепция. То есть, восприятие, оценка и понимание социальных объектов (самих себя, других людей, групп, классов, народностей) в социальном контексте. Сам термин «социальная перцепция» был предложен в 1947 году Д. Брунер в ходе разработки так называемого «нового взгляда». Понятие — ее — социальная перцепция и понятие «перцепции», принятое в общей психологии, несколько отличаются. Способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке человеком объектов мира вещей и живой природы. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона, пороги узнавания и различения, законы влияния на восприятие физических характеристик, стимулов, законы адаптации и т.д. Но восприятие человека человеком во взаимодействии и общении, — процесс несравненно более активен, чем восприятие других объектов окружающего мира, процесс, который активизирует мышление, эмоции и волю, чаще побуждая к действиям. Другое отличие восприятия в межличностной взаимодействия — это действенный, гибкий, разносторонний обратную связь, которая способствует перестройке многих других психических процессов и регулирует поведение человека.
Исследование таких значимых для каждого человека явлений как любовь, дружба, симпатия, привлекательность в социальной психологии — сравнительно новая отрасль. Долгое время считалось, что изучение феноменов эмоциональных отношений не входит в научного анализа. Так, существуют психологические работы, где межличностные отношения представлены как некоторые идеальные силы, никоим образом не опредмечени и не материализованные, а так как не подлежат конкретному исследованию. Большинство авторов подобных работ «обходят» эмоциональные отношения, считая, что они принципиально недосягаемы для научного познания. При напоминания о них пидкреслювались те качества, которые отличают их от других явлений, например, видмичалася спонтанность эмоциональных отношений, которая рассматривалась не как закономерное проявление особенностей личности участников общения, а как антитеза причинности. Вместе с тем, моменты сходства и родовые связи эмоциональных отношений с другими психическими явлениями, которые и делают эти феномены узнаваемым, часто игнорируются. Но ни одна модель человеческого поведения не может считаться достаточно полной и адекватной, пока она не асимилюе такие важные для человека феномены как симпатия, дружба, любовь.