Недиспаратнисть учебного содержания
Недиспаратнисть, т.е. отсутствие нейтральности учебного содержания касающиеся процесса нравственного становления-личности — важное положение педагогики развития. По-другому, учебное содержание по логике его научного осмысления должен выступать побудительным средством общего психологического развития студента, прежде всего его становления как личности. Это означает, что между учебным содержанием и студентом должно возникнуть определенное отношение. При этом речь идет об учебном содержание как проекцию духовной культуры, не розчленяючы его на гуманитарный, математический и т.д.
Традиционный же педагогический подход к этой проблеме в основном сводился, во-первых, к установлению познавательного отношения между учебным содержанием и студентом. В этом аспекте видшуковувалися психолого-педагогические условия формирования и развития учебно-познавательных мотивов деятельности студентов. Во-вторых, вичленялися морально и эстетически развивающие возможности учебного содержания. Тогда, и оказывалось, что не все учебные дисциплины равнозначны в этом плане.
Вопрос учебного взаимодействия между преподавателем и студентами не простое, а сложное и неоднозначное. Прежде чем стать предметом научной рефлексии оно прошло длительное время интуитивного постижения, поскольку каждый более или менее творческий педагог чувствовал проявление этого социально-психологического явления и пытался соответствующим образом реагировать на него.
Полноценное нравственное развитие студентов в процессе обучения несмотря на его интенсивное теоретическое осмысление, сейчас остается чрезвычайно сложной проблемой как для педагогической науки, так и для учебно-воспитательной практики. Конкретные результаты поисково-образовательной деятельности оказываются далеко неутешительными.
Содержательной базой обучения выступает учебный предмет как сложная система воздействий, действующих на студента. Это прежде всего специфика содержания учебного материала и методы работы педагога. В своей иерархической единства, эти две составляющие образуют учебную программу, ее развивающая эффективность зависит, во-первых, от принципов построения учебного материала: «от частного к общему» или «от общего к частному» относительно овладение учащимися научными знаниями. Во-вторых, существенное значение в этом плане приобретают используемые методы; или ориентируют они студента на интенсивную творческо-поисковую деятельность или направляют его на формальное усвоение готовых знаний.