Rushguide .RU

 

Особенности направленности личности

Особенности направленности личностиНесмотря на различие трактовок личности, существующие в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), смислоутворюючий мотив (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвилы). Она так или иначе оказывается в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующие деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Характеристика потребностей и мотивационной сферы личности.

Характеристика потребностей и мотивационной сферы личности.Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладает более высокими формами отражения действительности, объекты, побуждающих к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа или представление, в форме мнения или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.

В психологии сложилось следующее определение мотива: мотив — это то, что отражая в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение такими. В общем виде мотив является отражением потребности, действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.

По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации — Р.Г. Асеева, мотивация является специфическим видом психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведения. Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначно.

Сущность и понятие личности

Сущность и понятие личностиВ психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологическим и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, требующий исследовать психические процессы и состояния личности (Б. Т. Ананьев, С Л. Рубинштейн, К. К. Платонов).

Но проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. И при этом в разных планах изучается разными отраслями психологической науки. Самое важное теоретическое задача состоит в том, чтобы раскрыть объективные основания тех психологических свойств, характеризующих человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела ребенка, появившаяся на свет, обуславливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный развитый интеллект, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями ребенок отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого лицом.

Конфликт между личностью и группой

Конфликт между личностью и группойЛюбая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. В ней одновременно могут функционировать формальные и неформальные системы отношений. В свою очередь неформальное отношение включает в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей. Кроме того, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Поэтому в ней могут иметь место различные виды конфликтов. Наиболее характерным из них является конфликт между группой и членом группы.
В основе подобных конфликтов, как правило, лежат обнаружены изменения (попытки изменений) в группе и вне ее.

Изменения групповых норм — это процесс для группы сложный и связан с внутригрупповых противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и соглашаются с ними, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из группы. Если нормы пытается изменить один член группы, без согласования его деятельности другими членами, то к нему будут привлечены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73