Rushguide .RU

 

Ценности

ЦенностиДуховные, моральные, гуманистические, этические ценности — это основа общества, его живет корни. В жизни общества ценности выступают социально-значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов развертывания истории становления человечества. Именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и само существование ценностей отличает человека от животного. Ценности составляют фундамент культуры, и предметным полем формирования ценностей является культура. Эти категории неотъемлемы друг от друга. Культура определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов данного социума. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности — средоточием духовной жизни общества.

Фундаментальной для теории ценностей является проблема природы, образа бытия ценностей, их способа функционирования в обществе. Кант считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, им свойственна значимость, они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Но тогда казалось проблематичным само существование ценностей, их императивный характер относительно поведения субъекта.

Возникновение эргономики

Возникновение эргономикиВозникновение эргономики обусловлено необходимостью системного исследования человека в процессе труда. Эргономика как комплексная наука изучает возможности и особенности человека во время работы в определенном рабочей среде для создания таких условий, методов и форм работы, которые способствуют производительной, надежной и безопасной для здоровья труда и вместе с тем всестороннему развитию личности. Оперируя результатами, которые получены в других науках, эргономика трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства.

Предпосылкой возникновения и развития педагогической эргономики есть объективная необходимость в эргономичному подходе к изучению учебного процесса как сложного системного объекта. Доказано, что ПЭ возникла и развивается на основе научных разработок производственной эргономики, а также достижений научной организации труда и научной организации учебного процесса.

Теоретическая модель ергономизации процесса обучения включает научно обоснованные структуры и механизмы ее функционирования. Модель определяет цели и содержание ергономизации учебного процесса на основе объективных потребностей улучшения его эффективности. Она представляет собой проектирование учебного процесса с учетом эргономических требований; изучения и проектирования деятельности преподавателей и студентов с позиции эргономических критериев; организацию учебной среды на основе эргономических требований и рекомендаций

3 позиции ПЭ учебную среду рассматривается в двух планах: наружное (физическая среда, окружающая человека) и внутреннее (которое воспитывает человека — психологический климат, общение гоню). Предметно-материальную часть учебной среды составляют: вузовская территория, здания, учебные помещения и рабочие места, где размещены ТСО. ЭВМ, учебно-производственное оборудование, мебель, наглядные приборы, осветительная аппаратура и фоне.

Эргономические основы организации и управления педагогическим процессом

Эргономические основы организации и управления педагогическим процессомВсе методы, с помощью которых продуктивно исследуется педагогическая эргономика, целесообразно разделить на три группы: системно-структурный метод, общие методы комплекса наук о учебную деятельность в системе образования и в частности методы, присущие педагогической эргономике. Две первые группы методов достаточно известны как эффективные инструменты проведения исследований. Однако в решении конкретных задач ПЭ эффективными оказались именно такие методы эргономики: изучение личных документов, технико-психологическое обследование системы высшего учебного заведения, наблюдение за структурой трудовой деятельности преподавателей и студентов, беседа с участниками педагогического процесса, анкетирование и экспертная оценка, анализ проделанной работы, эргономичный эксперимент.

Наиболее полное представление о структуре деятельности преподавателей и студентов, как правило, может быть получено путем сочетания прямого сбора информации о трудовой процесс (проявление психических и физиологических процессов, которые составляют содержание деятельности) с побочными (регистрация изменений в организме человека, которые возникают в результате выполнения им соответствующей работы).

Основой учебной деятельности, как известно, являются внешние и внутренние информационные процессы. Внешние процессы характеризуют взаимосвязь преподавателя и студента с источником информации, в том числе по техническим. Внутренние же характеризуют психофизиологическую сторону обучения — психические процессы восприятия, переработку и хранение человеком (в данном случае студентом) информации. Для ПЭ важным является выявление взаимоотношений человека, который учится, и источников информации, на фоне которых происходит преподавательская и учебная деятельность. Объективная сторона этих отношений зависит от физических характеристик источников информации, а субъективная — от свойств анализаторов реципиента, которые подвергаются раздражению источниками информации.

Эргономичный анализ учебного процесса

Эргономичный анализ учебного процессаЭргономичный анализ учебного процесса в современной высшей школе показал, что изучение деятельности преподавателей и студентов, а также учебной среды, как единой функциональной системы с целью ее оптимизации является рациональным и эффективным. Несмотря на то, что элементы системы ПЭ рассматриваются в единстве и взаимодействии, это не исключает, а предполагает изучение ее составляющих компонентов по отдельности для выявления их содержания, функциональных связей.

Структура педагогической деятельности охватывает пять основных видов деятельности: педагогическую, научную, квалификационную, общественную и нерегламентирован. Конечно, в реальной жизни эти виды представляют собой единое целое, поэтому равномерность в овладении и целостном сочетании разных видов деятельности — одна из важнейших условий продуктивного творчества преподавателей (С. И. Архангельский). Однако в целях научного анализа они рассматривались автономно.

Мы согласны с выводами М. М. Молдованова относительно путей усовершенствования организации преподавательской деятельности, которые считаем задачами ПЭ: нормирование труда; четкая регламентация структуры педагогической деятельности; распределение и кооперация труда; укрепление материально-технической базы кафедр; улучшение информационного обслуживания преподавателей; создание благоприятных условий для разностороннего повышения квалификации преподавателей; создание резерва преподавателей на кафедре. Системное решение названных проблем ведет к интенсификации учебного процесса, создает предпосылки для оздоровления труда преподавателей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73