Ценности
Духовные, моральные, гуманистические, этические ценности — это основа общества, его живет корни. В жизни общества ценности выступают социально-значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов развертывания истории становления человечества. Именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и само существование ценностей отличает человека от животного. Ценности составляют фундамент культуры, и предметным полем формирования ценностей является культура. Эти категории неотъемлемы друг от друга. Культура определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов данного социума. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности — средоточием духовной жизни общества.
Фундаментальной для теории ценностей является проблема природы, образа бытия ценностей, их способа функционирования в обществе. Кант считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, им свойственна значимость, они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Но тогда казалось проблематичным само существование ценностей, их императивный характер относительно поведения субъекта.
Все методы, с помощью которых продуктивно исследуется педагогическая эргономика, целесообразно разделить на три группы: системно-структурный метод, общие методы комплекса наук о учебную деятельность в системе образования и в частности методы, присущие педагогической эргономике. Две первые группы методов достаточно известны как эффективные инструменты проведения исследований. Однако в решении конкретных задач ПЭ эффективными оказались именно такие методы эргономики: изучение личных документов, технико-психологическое обследование системы высшего учебного заведения, наблюдение за структурой трудовой деятельности преподавателей и студентов, беседа с участниками педагогического процесса, анкетирование и экспертная оценка, анализ проделанной работы, эргономичный эксперимент.
Эргономичный анализ учебного процесса в современной высшей школе показал, что изучение деятельности преподавателей и студентов, а также учебной среды, как единой функциональной системы с целью ее оптимизации является рациональным и эффективным. Несмотря на то, что элементы системы ПЭ рассматриваются в единстве и взаимодействии, это не исключает, а предполагает изучение ее составляющих компонентов по отдельности для выявления их содержания, функциональных связей.