Закономерности становления личности студента как будущего специалиста
Большая часть проблем в обучении студента высшей школы вызвана бессознательным выбором специальности. Ряд психолого-социологических исследований студентов педагогических и технических вузов (1995-1999) показывают, что далеко не все студенты вполне осознанно выбрали ту специальность, которой учатся. Причем их количество, судя по посещаемости занятий и из собственных высказываний о желании учиться, значительная на первом курсе. На втором количество людей, не желающих учиться данной области, достигает апогея, происходит «отсев» совершенно случайных людей, которые вообще не знают, зачем они пришли в вуз.
Потом количество студентов, которые говорят, что они выбрали данную специальность случайно или компромиссное уменьшается, к концу четвертого — началу пятого курса остается два-три человека на студенческую группу, в которых просматривается явное эмоционально-негативное отношение к выбранной специальности и к будущей работе . Одновременно с этим в правильности избранного пути уверены только трое или четверо из всей группы.
Обучение людей с нарушением зрения имеет свою специфику. Поскольку учебников напечатанных рельефно-точечным шрифтом недостаточно, то на теоретических занятиях основное внимание уделяется объяснению материала преподавателем, обсуждению его и фиксации студентами. Обладающие системе Брайля делают записи в тетрадях, другие записывают материал на диктофон. На практических занятиях используются фантомы, объемные муляжи, выпуклые планшеты, позволяющая незрячим студентам «видеть» руками.