Психолог Rushguide
Rushguide .RU

 

Экологическая этика и религия

Экологическая этика и религия

попросил дерево:
Скажи мне о Боге. И оно расцвело;

Рабиндранат Тагор

Религия, наравне с экологией и философией, является одной из важнейших основ и источников экологической этики. Живительным ресурсом для развития экологической этики и природоохранной эстетики могут быть как мировые, так и местные языческие религии. Сконцентрированы в них екофильни философские взгляды, подходы и моральные нормы требуют тщательного изучения и популяризации. Нельзя не согласиться с B.I. Корневым: «Экология не будет эффективной до тех пор, пока мы не узнаем, хотя бы частично, законов, скрытых В религиозных учениях» (54).

Этика, заключенное в религиях, может пробудить в людях сознание, отличное от материального и технологического мышления. Религия помогает людям осознать, что их контроль над живым и неживым миром небезграничен, и что их высокомерие и манипулирование природой может обернуться против них. Религия внушает идею, что цель жизни не в максимальном потреблении.

Кому какие права?

Кому какие права?На международном совещании-семинаре «Естественные права природы» ( «Трибуна» -9), которые состоялись в 2003 p. в Киеве, была одобрена Декларация прав живых существ, в которой за всеми живыми существами Земли на уровне видов, подвидов и популяций, были признаны следующие права:

1) право на существование;

2) право на естественную свободу в естественной среде обитания (право на дикость);

3) право на Отсутствие ответственности перед человеком;

4) право на защиту закона;

5) право на необходимую для существования долю земных благ.

За всеми живыми существами на уровне индивидов признаны следующие права:

1. Право на жизнь.

Это право можно рассматривать в двух аспектах: а) право животного на защиту от любых незаконных посягательств на его жизнь со стороны человека; 6) право животного на свободное распоряжение своей жизнью. Данное право создаст первооснову всех других естественных прав животных и представляет собой абсолютную ценность.

О критике идеи прав природы

О критике идеи прав природыОвладевая массами, идея прав природы нередко подвергается резкой критике, причем со стороны самих защитников природы, как правило стоящих на утилитарной, антропоцентричны позиции. Критика их базируется в основном на одном главном методологическом подходе — отрицании того, что природа может иметь моральный статус, а следовательно, она может быть субъектом. Для таких людей жаба, одуванчик, бабочка, белка, экосистема являются обычными вещами, созданными только для принесения пользы человеку. Екобиоцентричний и антропоцентрической подходы к природе, это все равно что два разных взгляда на одну лужу. Одни видят в ней звездное небо, другие — лишь мутную воду.

Другая критика идеи прав природы зачастую сводится к двум следующих заявлений:

1. «Природа не рефлексирует права, поэтому не может ими владеть».

Ответ защитников прав природы может быть следующей:

а) Мы не знаем, рефлексирует природа или нет.

б) Рефлексия не обязательно для наличия прав (малые дети, дебилы, а также фирмы, университеты и корпорации не рефлексируют права, но владеют ими.

Природоохранная мотивация

Природоохранная мотивацияЦенности природы (согласно принципу: что ценим, то и храним) вызывают соответствующие природоохранные мотивации: эстетическая ценность-эстетическую мотивацию, научная ценность — научную мотивацию и т.д. Иными словами, желание охранять природу напрямую связано с пониманием и высокой оценкой ее ценностей. А чтобы такое желание возникло, людям всячески необходимо разъяснять ценности природы. Какую же ценность дикой природы люди ценят в первую очередь? По какой причине, по их мнению, необходимо прежде всего защищать дикую природу?

Летом 2000 года, по заданию Киевского эколого-культурного центра группа исследователей под руководством к.м.н. К.Н. Горба провела социологический опрос в разных регионах Украины. Было опрошено 1221 человек. Среди 12 предложенных мотиваций первое место заняла хозяйственная мотивация охраны дикой природы (20,2%), второе — экологическая мотивация (19%), третье — рекреационная мотивация (15%), четвертое — мотивация, согласно которой природу следует охранять через ее самоценность , независимо от пользы для человека (9,8%), пятое место заняла эстетическая, шестое — моральная, седьмое — научная, восьмое — религиозная, девятый — историческая, десятое — просветительская, одиннадцатый — патриотическая, двенадцатое — воспитательная мотивации (102).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73