Экологическая этика и религия
 
 попросил дерево:
Скажи мне о Боге. И оно расцвело; 
Рабиндранат Тагор
Религия, наравне с экологией и философией, является одной из важнейших основ и источников экологической этики. Живительным ресурсом для развития экологической этики и природоохранной эстетики могут быть как мировые, так и местные языческие религии. Сконцентрированы в них екофильни философские взгляды, подходы и моральные нормы требуют тщательного изучения и популяризации. Нельзя не согласиться с B.I. Корневым: «Экология не будет эффективной до тех пор, пока мы не узнаем, хотя бы частично, законов, скрытых В религиозных учениях» (54).
Этика, заключенное в религиях, может пробудить в людях сознание, отличное от материального и технологического мышления. Религия помогает людям осознать, что их контроль над живым и неживым миром небезграничен, и что их высокомерие и манипулирование природой может обернуться против них. Религия внушает идею, что цель жизни не в максимальном потреблении.
 
 На международном совещании-семинаре «Естественные права природы» ( «Трибуна» -9), которые состоялись в 2003 p. в Киеве, была одобрена Декларация прав живых существ, в которой за всеми живыми существами Земли на уровне видов, подвидов и популяций, были признаны следующие права:
На международном совещании-семинаре «Естественные права природы» ( «Трибуна» -9), которые состоялись в 2003 p. в Киеве, была одобрена Декларация прав живых существ, в которой за всеми живыми существами Земли на уровне видов, подвидов и популяций, были признаны следующие права: Овладевая массами, идея прав природы нередко подвергается резкой критике, причем со стороны самих защитников природы, как правило стоящих на утилитарной, антропоцентричны позиции. Критика их базируется в основном на одном главном методологическом подходе — отрицании того, что природа может иметь моральный статус, а следовательно, она может быть субъектом. Для таких людей жаба, одуванчик, бабочка, белка, экосистема являются обычными вещами, созданными только для принесения пользы человеку. Екобиоцентричний и антропоцентрической подходы к природе, это все равно что два разных взгляда на одну лужу. Одни видят в ней звездное небо, другие — лишь мутную воду.
Овладевая массами, идея прав природы нередко подвергается резкой критике, причем со стороны самих защитников природы, как правило стоящих на утилитарной, антропоцентричны позиции. Критика их базируется в основном на одном главном методологическом подходе — отрицании того, что природа может иметь моральный статус, а следовательно, она может быть субъектом. Для таких людей жаба, одуванчик, бабочка, белка, экосистема являются обычными вещами, созданными только для принесения пользы человеку. Екобиоцентричний и антропоцентрической подходы к природе, это все равно что два разных взгляда на одну лужу. Одни видят в ней звездное небо, другие — лишь мутную воду. Ценности природы (согласно принципу: что ценим, то и храним) вызывают соответствующие природоохранные мотивации: эстетическая ценность-эстетическую мотивацию, научная ценность — научную мотивацию и т.д. Иными словами, желание охранять природу напрямую связано с пониманием и высокой оценкой ее ценностей. А чтобы такое желание возникло, людям всячески необходимо разъяснять ценности природы. Какую же ценность дикой природы люди ценят в первую очередь? По какой причине, по их мнению, необходимо прежде всего защищать дикую природу?
Ценности природы (согласно принципу: что ценим, то и храним) вызывают соответствующие природоохранные мотивации: эстетическая ценность-эстетическую мотивацию, научная ценность — научную мотивацию и т.д. Иными словами, желание охранять природу напрямую связано с пониманием и высокой оценкой ее ценностей. А чтобы такое желание возникло, людям всячески необходимо разъяснять ценности природы. Какую же ценность дикой природы люди ценят в первую очередь? По какой причине, по их мнению, необходимо прежде всего защищать дикую природу?